Сегодня, 26 января, «Комитет против пыток» отправил от имени нижегородской активистки Екатерины Зайцевой жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Об этом сообщила пресс-служба правозащитной организации.
Напомним, в сентябре 2012 года во время разгона «Марша миллионов», который проходил в том числе и в Нижнем Новгороде, сотрудник ОМОНа Игорь Лебедев ударил резиновой дубинкой по голове Екатерину Зайцеву. По словам мужчины, он пытался выбить свой шлем из рук девушки. Факт попадания дубинки по голове ОМОНовец отрицает, хотя врачи зафиксировали у Зайцевой черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. Несмотря на это, следователи до сих пор не возбудили уголовное дело.
«Ни обилие фотографий и видеороликов, ни пачка медицинских документов, ни, в конце концов, видеографическая экспертиза, где четко доказано, что удар приходится по голове, а дубинка от силы удара деформируется вдоль её поверхности, не сумели переубедить следователей в том, что и полицейские могут совершать ошибки. Воз и ныне там, - рассказал представитель интересов Екатерины Зайцевой юрист нижегородского отделения МРОО «Комитет против пыток» Альберт Кузнецов. - В настоящий момент по делу вынесено шесть незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменялись по нашим жалобам».
Комитет также обратился в Нижегородский районный суд с иском о компенсации морального вреда, причиненного неэффективным расследованием заявления о незаконном насилии со стороны сотрудника полиции.
«Заявительница не использовала насилие в отношении сотрудника полиции, не представляла какой-либо реальной угрозы для него, поэтому применение в отношении нее специального средства (дубинки) лишь для целей «сохранения государственного имущества» (шлема), исходя из практики ЕСПЧ, представляет собой излишнее и неприемлемое применение силы в нарушение статьи 3 («Запрет пыток») Европейской Конвенции, - объяснила консультант Комитета против пыток по международному праву Екатерина Ванслова. - Также отмечу, что по заявлению Зайцевой на национальном уровне проводилась лишь доследственная проверка, которая, согласно стандартам Европейского Суда, не может считаться эффективным расследованием».