В прошлом году, по статистике ГИБДД, в Нижнем Новгороде выросло число дорожных аварий с пассажирскими автобусами, в частности, случаев падения пассажиров во время езды. Мы попросили экспертов рассказать, как получить страховую выплату за полученные травмы, и выяснили, в чем особенности оформления документов, если вы ехали в маршрутке.
В 2012 году вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Согласно документу, юрлицо или предприниматель обязаны оформить страховку на случай получения пассажиром травмы или его гибели. Максимальная сумма выплаты составляет 2, 025 млн рублей (в случае смерти).
ДТП на бумаге
По мнению экспертов, благодаря принятому закону, процедура оформления документов для пострадавших пассажиров была максимально упрощена. В настоящее время пассажиры редко обращаются к страховщикам только потому, что мало кто об этом знает.
«В компанию, в которой застрахована гражданская ответственность перевозчика, потерпевший подает заявление о выплате страхового возмещения (заявление составляется в произвольной форме). Он также должен предоставить документы об обстоятельствах происшествия, характере и степени вреда, нанесенного здоровью и имуществу, - рассказывает директор Нижегородского филиала ОАО «СОГАЗ» Денис Курьян. Документы – следующие:
- Справки из медучреждения, подтверждающие факт обращения в связи с ДТП - Справка из ГИБДД о ДТП с обязательным приложением перечня пострадавших - Постановление о возбуждении или отказе о возбуждении уголовного дела; - Копии листов нетрудоспособности. - Перечень поврежденного (утраченного) имущества с указанием его стоимости и документальным подтверждением его покупки.
Кроме того, в заявлении нужно указать реквизиты банка для перевода денег и копию документа, удостоверяющего личность. «Если пассажир оказался в больнице или погиб, компания-перевозчик обязана сообщить о случившемся родственникам, которые займутся оформлением документов, - добавляет представитель страховой компании. - Затраты на погребение страховщик возмещает тем, кто их фактически понес. Страховая компания обязана выплатить страховое возмещение в течение 30 календарных дней или предоставить мотивированный отказ».
По мнению Дениса Курьяна, перевозчики отвечают рублем за жизнь и здоровье своих пассажиров с момента посадки пассажира в транспортное средство до его высадки. «Если гражданская ответственность не застрахована, пострадавшим остается обращаться в суд. Компания-перевозчик, не заключившая договор ОСГОП, несет ответственность за причиненный вред на тех же условиях, как если бы договор был заключен», - добавляет он.
А была ли травма?
Согласно законодательству, каждая полученная в общественном транспорте травма имеет свою «цену». Размер компенсации, которая выплачивается пострадавшему либо наследнику погибшего, зависит от типа повреждений, документов, которые были предоставлены. Нередки случаи, когда за перелом руки человеку выплачивали порядка 150 – 160 тысяч рублей. Вместе с тем, факт, что вы получили травму в автобусе, ещё нужно доказать.
«Если человек получил серьезное повреждение, он должен тут же сообщить об этом кондуктору, водителю, вызвать ГИБДД. Если случился конфликт, - взять телефоны свидетелей: других пассажиров, которые ехали вместе с ним. Нельзя молча выйти из автобуса, а потом уже написать жалобу», - говорит начальник отдела защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора Нина Цветкова.
По словам пресс-секретаря Нижегородской медакадемии Алексея Никонова, характер полученных травм может подтвердить экспертная врачебная комиссия. Результаты комиссии полиция сопоставит с полученными повреждениям, проведет проверку. Однако не стоит рассчитывать на то, что страховая компания выплатит возмещение, если у человека есть только информация о травме, но нет доказательств, что она была получена именно в транспортном средстве. «Страховая компания оставляет за собой право проверить то, что рассказал пострадавший. Насколько я знаю, страховые компании вечно «зажимают» деньги на ремонт «железа». Не думаю, что они расщедрятся на «ремонт» живого человека», - говорит он.
Кстати, пострадавший в ДТП может получить компенсацию не только материального, но и морального ущерба. Все зависит от того, насколько вескими будут его доводы в пользу выплаты.
Почему именно маршрутки?
Если вы ехали в муниципальном трамвае, троллейбусе или автобусе, перевозчика определить легко: на проездных документах нового образца отражается вся информация о маршруте, предприятии, дате и времени поездки. Однако в маршрутных автобусах часто продают билеты, которые не позволяют идентифицировать перевозчика вообще.
Согласно федеральным Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, разовый билет должен содержать следующую информацию:
а) наименование, серия и номер билета; б) наименование организации, выдавшей билет; в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г) стоимость билета.
В реквизите «наименование организации, выдавшей билет» указывается наименование перевозчика (если билет действителен на маршрутах регулярных перевозок, обслуживаемых только соответствующим перевозчиком).
А вот такие проездные выдают на автобусах Т-19, Т-55, Т-60, Т-68, Т-69, Т-97 и ряде других. Обратите внимание на эти бумажки (билетами их навряд ли можно назвать). Кто здесь перевозчик? «Минтранс РФ» (читай: Вася Пупкин). Где контакты предприятия, ссылка на интернет-сайт, хотя бы ИНН? Нигде. И вы никто и нигде, если купили этот билет. Если случится авария и вы пострадаете, билет вы не сможете использовать в качестве доказательства.
На этих билетах информация о перевозчиках есть, но также не вся. Ссылка на сайт с дополнительными сведениями - только у одного перевозчика - ООО "Автоком".
Билет – то же, что чек в магазине: это договор между перевозчиком и пассажиром о том, что пассажира благополучно довезут в место назначения, а перевозчик получит за это деньги. В Роспотребнадзоре подтверждают: если перевозчики не указывают этой информации, нарушение налицо. К сожалению, это не единственный изъян в работе «маршруточников».
«Правилами пассажирских перевозок определено, что в автобусе должны быть указаны ФИО водителя, кондуктора (при наличии), наименование перевозчика, адрес, телефон, - говорит начальник отдела защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора Нина Цветкова. – Если этих данных нет, следует записать государственный номер транспортного средства, а также спросить ФИО у кондуктора, водителя».
Вспомните, где вы в последний раз видели ФИО водителя? Есть маршрутки, в которых и стоимость проезда забывают указать.