Нижегородские перевозчики разделились на два лагеря. Одни поддерживают комплексную транспортную схему (КТС), которую реализует администрация областного центра. Другие выступают против, так как боятся потерять свой бизнес. Уже сейчас маршруты, которые они обслуживают, закрываются.
Сегодня с разницей в час перевозчики с разных сторон баррикад собрали журналистов, чтобы обозначить свои позиции. Тех, кто выступает за КТС, пришли поддержать директор городского дептранса Александр Голофастов и председатель профильной комиссии Гордумы Алексей Гойхман. На вторую встречу они не остались. И только уполномоченный по защите прав предпринимателей по Нижегородской области Павел Солодкий уделил внимание всем.
Первую группу возглавил неформальный лидер – известный в Нижнем Новгороде перевозчик Дмитрий Каргин. Он говорили о плачевном состоянии нижегородского транспорта и необходимости привести его в цивилизованный вид. По мнению группы, противники КТС хотят работать по-прежнему, ничего не меняя и не вкладываясь в развитие своего бизнеса.
– Суть конфликта – очень простая, – пояснил представитель ООО «Мещеряков и Ко» Дмитрий Панкратов. – Люди в свое время выиграли конкурсы на эти маршруты и запустили туда так называемых арендников. Это простая схема зарабатывания денег, не отвечая ни за что.
– Рынок перевозок, который сейчас существует в Нижнем Новгороде – это базар, – заявил Александр Голофастов. – Нарушение всего: маршрутов, расписания, количества подвижного состава на линиях. Каждый четвертый водитель не имеет удостоверения российского образца. Во всех городах-миллионниках уже привели транспорт в порядок. Мы воспользовались опытом Казани, Екатеринбурга – он самый продвинутый в этом плане. Везде существует не 60 перевозчиков, как у нас, а 4-5 операторов.
Он добавил, что администрация приняла документ планирования, он был размещен на сайте для обсуждения в течение месяца. Критические замечания решались в рабочем порядке. Теперь дептрансу предстоит объявить конкурс на новые маршруты, тщательно проверить всех перевозчиков и выбрать победителей.
Дмитрий Каргин считает, что обязательным условием внедрения КТС должно быть подключение всех автобусов к АСКОП (автоматизированная система контроля оплаты проезда) и введение повременных проездных билетов, например, на 90 минут. Тогда пассажиры смогут пересаживаться в течение этого времени, не доплачивая за проезд.
Вторую группу перевозчиков возглавил председатель Ассоциации нижегородских перевозчиков Сергей Ковалев. Он и члены организации утверждают, что предположительно – Ковалев несколько раз подчеркнул «мы предполагаем» – готовится рейдерский захват и передел рынка пассажирских перевозок.
Эта группа тоже ссылалась на опыт Екатеринбурга. В этом городе, по их сведениям, решили, чтобы не наломать дров перед чемпионатом мира по футболу, перенести реформу общественного транспорта на 2019 год. Перевозчики предлагают нам поступить так же. Необходимо взять тайм-аут на год-полтора, не меняя в этот период маршрутной сети и тарифов.
– Реформу общественного транспорта в нашем городе, безусловно, проводить надо, – согласилась индивидуальный предприниматель Любовь Ермилычева. – Но, по моему мнению, она начата не с того. Это как нарядить человека в дизайнерскую одежду и галоши. Я считаю, что сначала нужно отремонтировать дороги, построить дублеры, обустроить «выделенки» для общественного транспорта. И тогда КТС сама себя покажет, как ей надо распределиться.
Перевозчики готовы менять подвижной состав, но обновление должно быть экономически обоснованным. Будущий тариф, который озвучивали в профильной комиссии в Гордуме (28 рублей), позволит покупать только ПАЗ 32-054 (1,5 млн рублей). Для того чтобы приобретать Вектор NEXT (3 млн 600 тысяч рублей), как им предлагают – более комфортабельный и вместительный, – нужно будет поднять стоимость проезда до 35-38 рублей.
Перевозчики полагают, что цель задуманных администрацией реформ – выдавить из этого бизнеса мелких перевозчиков и оставить нескольких «своих». В доказательство Сергей Ковалев привел простую математику. На конкурс планируется выставлять не отдельные маршруты, а лоты по 10 линий. На каждую в среднем должны выходить по 10-12 автобусов. Итого: стоимость всего подвижного состава по одному лоту – 360-400 млн рублей. Выиграть конкурс может только тот, кто в состоянии сразу выложить эту сумму. И их среди победителей не будет, уверены оппозиционеры. Все выигравшие будут с другой стороны.
КТС, за разработку которой городская администрация заплатила из бюджета 63 млн рублей и которую долго обсуждали, уже давно забыта, утверждают предприниматели. Изначально предполагалось сократить 31 маршрут и ввести 13 новых. Потом эти цифры неоднократно менялись, последний вариант – 26 и 23. Причем смысл – разделить маршруты на магистральные и подвозящие – в процессе потерялся.
– Выясняется, что подавляющее большинство маршрутов остаются теми же, – удивился представитель ООО «Автоком» Александр Овчинников. – Вместо Т-17 вводится аналогичный маршрут, только название поменяют, потому что там сделали закорючку на какую-то улицу. Т-66, Т-62, Т-49 стали в КТС даже длинней. А три коротких маршрута, подвозящие к аэропорту и к вокзалу – Т-29, Т-38, Т-48 – сокращаются.
Перевозчики рассказали, что свои претензии по двойным стандартам по отношению к ним и к паре нелегалов на нижегородском рынке перевозок (так они назвали МП «Нижегородпассажиравтотранс» и Дмитрия Каргина) они направили в прокуратуру, УФАС и транспортную инспекцию. Павел Солодкий тоже подтвердил получение документов и обещал проконтролировать работу над ними.
– Мы не очень верим в понимание и поддержку нынешних городских властей. Поэтому обращаемся к Валерию Павлиновичу Шанцеву как к губернатору Нижегородской области и к Олегу Валентиновичу Сорокину как к человеку, который имеет самое серьезное влияние на процессы, которые происходят в областном центре, – заявил Сергей Ковалев. – Это не ультиматум, а призыв к диалогу. Мы хотим получить не обвинение в саботаже, а внятные ответы на свои вопросы. Мы солидарны с тем, что надо проводить транспортную реформу, но не авральную и не таким способом.