Нижегородцы его прозвали «удав», а сотрудники трамвайного депо — «червячок». Единственный в Нижнем Новгороде сочлененный трамвай обслуживает то 6, то 7 маршрут. Вроде бы экономия для предприятия, удобство для пассажиров. Но приобретать еще такие вагоны город не торопится.
Этот вагон производства «Уралтрансмаша» проходил здесь испытания, а потом так и застрял в Нижнем Новгороде. По-прежнему представители завода заезжают, смотрят, доводят до ума. Пока в эксплуатации проблем много: часто ломается. «Сыроват», говорят в депо. Но, со слов представителя завода, в последующих модификациях конструктивные недостатки устранили.
— Сама концепция «сочлененника» — он трехсочлененный — выигрывает по сравнению с простыми вагонами-одиночками. Это все-таки почти в два раза большая вместимость пассажиров. Эти вагоны выгодно использовать на загруженных маршрутах. Там они раскрываются во всей своей красе. Чтобы столько же людей перевезти, мне нужно пустить или 2 вагона, или сочленять, — рассказал корреспонденту NN.RU директор трамвайного депо №3 Дмитрий Пьянов. — Экономия за счет электроэнергии в 1,5 раза точно, а, может, и больше. Кроме того, электронный блок управление тяговыми двигателями подразумевает под собой еще и рекуперацию, то есть отдачу электроэнергии назад в сеть.
Несмотря на неоспоримые преимущества сочлененного трамвая, далеко не все города России могут себе позволить заиметь такой. Ходит-то он по обычным трамвайным путям, подойдет и для скоростных линий. Даже сложный нижегородский рельеф ему нипочем — и в горку, и с горы бежит без усилий. А вот в обслуживании есть проблемы.
— Эти модели проходили эксплуатационные испытания в нескольких городах: Волгоград, Самара, Екатеринбург. Но не все депо оборудованы под обслуживание длинных вагонов, — пояснил главный конструктор гражданской продукции АО «Уралтрансмаш» Сергей Соловьев. — Поэтому не все крупные города, за исключением Москвы и Петербурга, идут на приобретение таких вагонов.
Елена Максимова водит трамваи уже 17 с половиной лет. Говорит, что особенной разницы в управлении не видит. Единственное — вагоновожатый должен учитывать, как много пассажиров везет.
— От наполняемости зависит длина тормозного пути. Водитель должен проецировать все на проезжую часть, на дорогу. И заведомо знать, какую скорость выбрать в зависимости от наполняемости, от состояния путей и дорожной обстановки. Нельзя делать вагон сложнее для водителя. Его, наоборот, упрощают.
Этот вагон, действительно, удобен и для водителя, и для пассажиров. Водительское сидение более комфортное, чем в старых моделях, и подвижное. Дополнительные зеркала дают хороший обзор — видна мертвая зона.
В кабине вагоновожатого сенсорный монитор — многие операции можно задать с него. Например, закрыть часть дверей — в холодное время года это немаловажно. Или установить температуру воздуха в салоне — вагон оборудован кондиционером.
Подача песка на трамвайные пути зимой происходит автоматически, а в старых вагонах для этого все время приходится дергать за рычажок. Единственное неудобство — пандус для инвалидов приходится выдвигать собственными руками. Но Елена надеется, что и этот процесс автоматизируют.
Кроме пандуса, для маломобильных пассажиров предназначены 4 двери в центре — шире обычных. И внутри салона им перемещаться удобно: пол низкий по всей длине.
— Особенно для пожилых пассажиров важно, что здесь низкий пол. Все-таки нужно сделать один шаг, а не три подъема по высоким ступенькам. Мы — социальный вид транспорта. Возим инвалидов, пассажиров с детьми, с колясками, беременных. Им здесь удобно, — говорит вагоновожатая.
Кстати, этот вагон — самый первый в России полностью низкопольный. Сейчас во многих регионах действует программа «Доступная среда», и обязательным требованием к подвижному составу — автобусам, троллейбусам, трамваям — стали низкопольные площадки.
Удобство оценили и пассажиры. Все, с кем разговаривал корреспондент NN.RU, новый вагон хвалили. Каждый отметил что-то свое. Пожилому пассажиру Сергею понравилось, что вагон теплый. А женщины упирали на эстетику и комфорт. Девушка Наталья на низкий пол не обратила внимания.
— У меня ноги длинные, меня это не беспокоит, — сказала она. — А так удобно, современно, эстетично выглядит, новенький.
А вот для женщины в годах именно этот момент оказался очень важным.
— Отлично, мест много сидячих, я очень довольна. Заходить удобно: пол низкий, — похвалила Галина. — Трамвай такой единственный, а побольше бы надо городу.
Ученик вагоновожатого Юрий Бубнов и вовсе назвал трамвай вообще и «червячок» в частности транспортом будущего.
— Трамвай — передовой вид наземного общественного транспорта. Безопасный, экологически чистый, — заметил юноша. — Он и в пробках не стоит, если полоса выделенная, и больше народу перевозит одна единица. По-моему, это здорово, что все Сормово может выехать без пробок в сторону вокзала.
Текст: Ирина Видонова
Фото: Наталья Бурухина