Финансовые пирамиды, комиссионки, «Денди» — всё это знакомые вещи из девяностых, которые снова вернулись к нам. Или никуда не уходили? Мы вспомнили пять явлений, актуальных сейчас так же, как двадцать с лишним лет назад. И попросили профессионалов рассказать, почему они снова востребованы.
Игровые приставки для телевизора
На приставке с примитивной графикой дети и сейчас с удовольствием играют в «Марио». По словам директора Антимузея компьютеров Сергея Мартьянова, в продаже до сих пор можно найти оригинальные ретроприставки, а многие компании выпускают ремейки старых приставок (Nintendo, Dendy, Sega), которые можно подключить к телевизору через HDMI.
— Игры с примитивной графикой, которые заставляют воображение дорисовывать сюжет, популярны сейчас, в эпоху расцвета виртуальной реальности. Почему? Потому что современные игры уже достигли предела реалистичности — «как в жизни». Даже речь героев, мимика в компьютерной игре в точности повторяет человека. И это уже не интересно, — говорит Сергей Мартьянов. — У нас в музее больше играют в ретроигры, чем в современные, потому что те игры создавались программистами с учетом психологии людей. Игровой процесс, примитивные звуки, движение каких-то элементов на экране — всё это строится с учетом того, что человек погружается в игру. И он придумывает себе, что эти квадратики — действительно крутой космический корабль. Вот это погружение, когда задействуется фантазия человека, и привлекает.
Комиссионные магазины
Представитель комиссионного магазина Александр Москаленко считает, что комиссионки в представлении многих людей остаются местом скупки краденого, но в реальности «это не совсем так».
— Я много лет занимаюсь данным бизнесом и скажу вам, опираясь на опыт, комиссионный магазин во все времена — это возможность купить вещи дешевле рыночной цены, и это в первую очередь привлекает людей, — заметил Москаленко. — Во-вторых, это место куда можно принести вещи, которые устарели. Мне кажется, что как раз эти факторы (указанные в моем предисловии) в последние годы делают их всё популярнее, у людей становится меньше возможностей покупать новые вещи, и в то же время, как звучит фраза Матроскина из «Простоквашино», чтобы что-то купить, надо что-то продать. Люди, особенно представители старшего поколения, не имеют желания, а иногда и возможности продавать на интернет-площадках вроде «Авито», поэтому им проще продать вещи в комиссионку, это не всегда выгодно для них, но во всяком случае быстро и без лишнего геморроя.
Одежда
Спортивная одежда, несочетаемые (казалось бы) цвета, солнечные очки замысловатых форм — всё это было в моде двадцать с лишним лет назад и вернулось вновь. По словам стилиста Оксаны Плонской, в девяностые было семь основных трендов: обувь на платформе, гранж, спортивная одежда, яркие расцветки, клетчатые рубашки, очки, подчеркнутая женственность.
— 90-е годы триумфально вернулись в моду примерно два года назад, — говорит она. — Кажущееся безвкусие, сочетание несочетаемого порождалось тем, что 90-е вобрали в себя тренды разных эпох: здесь одновременно присутствуют и объемные плечи 40-х, и кричащие неоновые расцветки 70-х, и джинсы 80-х. Сейчас 90-е сходят на нет, но некоторые тренды до сих пор не потеряли актуальности. Более того, они остаются на пике моды.
Финансовые пирамиды
Самая крупная в истории России финансовая пирамида — МММ, по разным оценкам, привлекала от 2 до 15 миллионов вкладчиков. В начале девяностых большие прибыли от небольших вложений сулили «Хопер-инвест», «Властелина», «Русский дом Селенга» и еще десятки компаний, и редкая российская семья удержалась от соблазна попытать счастье.
Сейчас финансовые пирамиды переселились в интернет, они маскируются под инвестиционные сервисы, социальные проекты, платные соцсети, онлайн-игры. И по-прежнему находят своих адептов.
Экономист Константин Юрченко называет финансовые пирамиды приметой кризисного времени и замечает, что они появились гораздо раньше 90-х годов. По его мнению, такие формы злоупотребления в финансовой системе можно сравнить с злоупотреблениями в медицине: когда тяжело болеющему человеку продают «последнюю надежду» в виде чудодейственных препаратов или процедур.
— Когда кризис длится несколько лет подряд, годы уходят, а что-то не случается, люди становятся более податливыми, чтобы уходить в финансовые пирамиды. Отличия от медицины, наверное, лишь в том, что в медицине бывает эффект плацебо, а в финансовой системе такого быть не может, — говорит экономист. — Когда общество на подъеме и уровень благосостояния растет, люди не склонны искать спасения в каких-то «мутных» вещах. В нулевые годы, когда экономика росла довольно высокими темпами, злоупотребления случались, но их было гораздо меньше, потому что и спрос на такие услуги был ниже. Те, кто хотел заработать, были несколько цивилизованнее, потому что возможностей заработать легальным путем тоже было гораздо больше.
По словам Юрченко, сегодня наше общество должно быть более финансово грамотным и умным, чем двадцать с лишним лет назад.
— Поэтому, на мой взгляд, несмотря на то что финансовые пирамиды как жанр были, есть и будут, я не думаю, что они достигнут у нас такого размаха, как в середине 90-х. Хотя отдельные проявления всё-таки будут, — сказал он.
Игрушки-лизуны, слаймы
В девяностые их называли лизунами и покупали в магазине, сейчас это слаймы, и дети делают их сами. Говоря по-простому, слайм — это жвачка для рук, ее можно мять, крутить, надувать и растягивать. Если хотите научиться делать слаймы сами (ну или научить детей), посмотрите видеоинструкцию от двух 12-летних девочек из Ярославля. Они на производстве и продаже слаймов сделали бизнес.