Город обзор «Приду быстро. Живу рядом». Как обманывают нижегородцев, обратившихся к мастерам по компьютерам

«Приду быстро. Живу рядом». Как обманывают нижегородцев, обратившихся к мастерам по компьютерам

Оказалось, схема работает и в других регионах

Вот такие объявления можно часто встретить на дверях подъездов

Многие нижегородцы в разных районах города периодически находят в своих почтовых ящиках объявления, как будто написанные от руки: компьютерный мастер, живущий по соседству, предлагает услуги. Пенсионерка Валентина Меркулова рассказала, что встреча с таким ремонтником закончилась для нее потерей денег и разбирательством, которое тянется вот уже два года. Ситуацию изучила журналист Наталья Халезова.

Действующие лица спектакля: Сергей № 1, Сергей № 2.

В ноябре 2020 года жительница Московского района Валентина Меркулова вынула из почтового ящика рекламную листовку: «Компьютерный мастер Сергей. Приду быстро, живу рядом, низкие цены». Объявление пришлось очень кстати. Валентина купила принтер, технику нужно было подключить к ноутбуку. Позвонила. По телефону мужчина ей ответил, что такая услуга будет стоить от 300 рублей.

Мастер пришел вечером, в районе 18:00, Валентина была уверена, что именно с ним и разговаривала по телефону — это мастер Сергей. Оставила его на кухне заниматься принтером, а сама сидела в комнате с дочкой, за которой она ухаживает (девушка — инвалид детства и очень волнуется, когда приходят посторонние).

— Через полчаса я услышала бряцанье железок и пошла посмотреть, что делает мастер. А он уже разобрал ноутбук. На мои восклицания мастер отрезал: «Вы же хотите, чтобы принтер работал?» Еще через полчаса показал мне грязный вентилятор, сказал, что его необходимо почистить, иначе ноутбук не заработает. Еще минут через 40 позвал и заявил, что нужно поменять термопласту, а то принтер будет плохо работать, — вспоминает Валентина Меркулова.

Пожилая женщина была настолько обескуражена поведением мастера, что со всем соглашалась и даже не спрашивала, сколько же в конце концов он возьмет за все свои услуги. По ее словам, он пытался произвести впечатление серьезного человека, говорил, что сотрудничает с полицией, занимается борьбой с наркотиками, интересовался, нет ли в доме наркоманов.

Спустя 4,5 часа «ремонта» мастер озвучил сумму — 10 070 рублей. И в подтверждение оказанных услуг включил принтер, оргтехника зажужжала. На все вопросы пенсионерки, что же он делал, мастер отвечал: «Так надо».

— Он настаивал на оплате. Я побоялась отказать мужчине крепкого телосложения — на дворе ночь, мы две беспомощные женщины. Он подсунул мне квитанцию-договор на подпись. В ней я ничего не поняла. Мастер попросил перевести деньги на счет его брата, я перечислила 10 тысяч. И только на следующий день поняла, что принтер так и не заработал», — рассказала Валентина Константиновна.

Она снова позвонила по номеру из объявления, но сбросила — оказалось, что это номер Хабаровского края. С другого номера ей перезвонил мужчина, уточнил, что случилось. Она пожаловалась на нерадивого мастера. В этот же день к ней пришел другой ремонтник — Сергей № 2. Она была уверена, что он исправит ошибку, причем бесплатно.

Компьютерщик выслушал пенсионерку, всё посмотрел, изучил квитанцию и выдал: «Вот видите, вам вчера рекомендовали установку SSD или второго жесткого диска. Принтер же не работает, значит, нужно менять жесткий диск. Детали у меня всегда с собой». А дальше был спектакль с установкой комплектующих, демонстрацией каких-то железок и выставлением счета на 7500 рублей, звонками от «начальства», что женщина обязана заплатить, иначе мастер останется без зарплаты. Когда Меркулова отвлеклась на дочь, закричавшую из соседней комнаты, Сергей № 2 улизнул из квартиры вместе с деньгами, которые лежали на столе, и бросил квитанцию…

В общей совокупности пенсионерка лишилась 18 570 рублей, а вот принтер так и не заработал. Установил его совершенно бесплатно сотрудник магазина, где она покупала технику. Парень выслушал пожилую женщину, пожалел и помог подключить принтер. И объяснил, что ее обманули.

Call-центр на всю страну

Для еще одной жительницы Нижнего Новгорода Ольги (попросила не указывать ее фамилию) визит мастера обошелся в 15 тысяч рублей за то, что он «поковырялся, посмотрел, что-то потрогал, что-то протер и выставил счет». А когда она позвонила по указанному в объявлении телефону пожаловаться, ей сообщили, что это вообще call-центр, за мастеров они не отвечают, прийти может любой ремонтник. Это не фирма.

Подобные истории происходят и в других регионах. Например, обращение к мастеру Сергею закончилось для жительницы Новосибирска Елены Дизендорф заменой жесткого диска и настройкой нового ПО на 18 тысяч рублей. И всего через несколько часов после визита горе-мастера свежеотремонтированный компьютер перестал работать.

Как и Валентине Меркуловой, девушке дали квитанцию, где нет печати, информации об исполнителе, компании и т. д. Только список оборудования, которое якобы поставил мастер. И сумма.

На форумах можно встретить не только жалобы пострадавших клиентов аферистов Сергеев, но и инструкции для ремонтников, как обманывать граждан.

Как бороться с мастерами-аферистами

Валентина Меркулова, обманутая лжемастерами дважды, решила наказать обидчиков. Потерянная сумма — весомая для женщины. Ежемесячный доход семьи составляет 26 000 рублей (пенсии ее и дочери).

— Чтобы восполнить брешь в семейном бюджете, мне пришлось снять в банке деньги, отложенные на похороны… — призналась Валентина Меркулова.

Она написала заявление в полицию. Участковый провел проверку и отказал в возбуждении уголовного дела по факту мошеннических действий. Кстати, Елене Дизендорф из Новосибирска также отказали.

Валентина Меркулова обратилась в прокуратуру Московского района. Заместитель прокурора вернул материалы в районный отдел полиции для проведения дополнительного разбирательства.

Как нам объяснили в пресс-службе УМВД России по Нижнему Новгороду, сотрудники полиции по этому факту провели проверку, по итогам принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, так как «между сторонами усматриваются гражданско-правовые отношения». Для решения спора Валентине Меркуловой порекомендовали обратиться в суд. Кроме того, материалы проверки отправили в прокуратуру Московского района.

9 сентября этого года Валентина Константиновна получила письмо от районной прокуратуры, что ее дело снова направили в ОВД. По словам пенсионерки, ее ноутбук забрали на экспертизу, чтобы проверить, заменил ли мастер жесткий диск. Она очень надеется, что обманувших ее аферистов призовут к ответу. Пожилая женщина также обратилась в аппарат уполномоченного по правам человека в Нижегородской области.

По мнению юриста Елены Никоненковой, историю Валентины Меркуловой можно разделить на три части и разбирать отдельно.

1. Взаимодействие с первым мастером можно расценить как «гражданско-правовые отношения», так как подписан договор-квитанция. Взыскать 10 070 рублей получится только по суду — для этого нужно предоставить в качестве доказательств материалы проверок правоохранительных органов, в частности, экспертизу о проведенных работах с ноутбуком.

2. Со вторым мастером гражданских отношений не случилось: подписи пенсионерки на договоре нет, работы не попадают под выполнение гарантийных обязательств, оба мастера не связаны трудовыми отношениями с какой-то компанией и/или друг с другом. Деньги мастеру Валентина Константиновна не передавала, что, как считает юрист, говорит о хищении суммы в размере 8500 рублей.

— На данный момент хищение до 2500 рублей — это административное правонарушение (7.27 КоАП), на сумму свыше — попадает под действие ст. 158 Уголовного кодекса РФ. На мой взгляд, оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного Сергея нет, — объясняет эксперт.

3. Если говорить о действиях некой организации, размещающей подобные объявления, из-за которых люди могут быть обманутыми и потерять деньги, то состава мошенничества юрист не видит — по сути, это работа агрегатора и нанятого «персонала» на местах.

— В данном случае налицо введение потребителя в заблуждение и недобросовестная реклама, поскольку указаны недостоверные сведения о том, кто размещает рекламу, и непосредственно о мастере, оказывающем услуги. Разбором подобных нарушений занимаются УФАС по Нижегородской области и Роспотребнадзор, — резюмирует юрист Елена Никоненкова.

А лучше всего не обращаться к таким сомнительным мастерам — пользоваться услугами проверенных ремонтников, желательно по рекомендациям знакомых. И очень внимательно читать те документы, которые вы подписываете!

Напомним, ранее мы рассказывали, что делать, если мошенники заставили вас оформить кредит.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления