Почти все знают основные традиции празднования Пасхи — главного православного праздника. Это посещение церкви, обмен крашеными яйцами с приветствием друг друга словами «Христос воскрес» — «Воистину воскрес», семейное застолье с традиционными блюдами после поста. Однако в разных уголках России в старину были и свои особенные традиции празднования Пасхи. NN.RU рассказывает о некоторых из них, которые существовали в Нижегородской области.
Основные традиции празднования Пасхи на Руси
В нашей стране Воскресение Христово всегда встречали в храме: торжественная служба начиналась еще до полуночи, а заканчивалась ранним утром. Именно в церкви верующие впервые слышали радостную весть: «Христос Воскрес» и отвечали — «Воистину Воскрес». Такими приветствиями, а также троекратными поцелуями верующие обменивались в течение 40 дней после Пасхи.
На Пасху существовала традиция дарить друг другу крашеные яйца. Этот обычай связан с притчей, что, когда Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо и сообщила о воскрешении Христа, тот ответил, что скорее яйцо станет красным, чем мертвый воскреснет. После этих слов императора яйцо действительно покраснело.
Нельзя было представить себе Пасху без праздничного семейного застолья — разговения — когда после строгого поста верующие могли позволить себе любые лакомства: твороженную пасху, сдобный кулич, крашеные яйца, пироги и различные мясные блюда. У многих было традицией, что глава семейства первым очищал яйцо и делил его между всеми — только после этого собравшиеся приступали к основному застолью.
Празднование Пасхи сопровождалось различными играми и гуляниями, особенно в деревнях. Например, катание яиц с горок: участник игры скатывал яйцо с горки или обычной наклонной дощечки и пытался сбить те яйца, которые уже лежали внизу. Если у него это получалось — он получал в качестве трофея яйцо, по которому попал. Также на Пасху разжигали большие костры, водили хороводы с песнями, катались на качелях.
В столице на Пасху даже запускали салюты и фейерверки — об этом пишет Иван Шмелев в книге «Лето Господне»: «Четыре ракеты враз с шипеньем рванулись в небо и рассыпались щелканьем на семицветные яблочки. Полыхнули «смолянки», и огненный змей запрыгал во всех концах, роняя пылающие хлопья… Огненный змей взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста… и там растаял. В черном небе алым крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды… И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди.
— Ну, Христос Воскресе… — нагибается ко мне радостный, милый Горкин».
Неизвестные традиции празднования Пасхи на Нижегородчине
Пасхальные обычаи в Нижегородском крае были в основном схожи с традициями общерусскими. Однако были и свои местные особенности. Так, сохранились предания, что в нижегородских деревнях в пасхальную ночь или на утро было принято стрелять из ружей. В Воскресенском районе палили, чтобы «чертей пугать», а вот в Семеновском — чтобы «мертвых будить», и стреляли уже не в самой деревне, а на кладбище, оповещая мертвых о наступившем празднике. Об этой и других традициях рассказывается на сайте музея города Семенов.
Для молодых в нижегородских деревнях в пасхальные дни устанавливали качели, которые называли релями или козлами, — на них качали незамужних девушек: «Молоко или сметана?», — кричали те, кто катал. Девушка отвечала: «Молоко!» (в ответ: «Качать ее высоко!») или «Сметана!» (в ответ: «Качать сначала!»). Так раскачивали, пока имя жениха не назовет. А в Семеновском районе на Пасху начинались уличные игры в лапту и городки (тогда это называлось «чушки»).
Вчера мы рассказывали, как современные нижегородцы красят яйца на Пасху, а также делились некоторыми кулинарными секретами традиционных пасхальных блюд.