В российских городах стартовал сезон планового отключения горячей воды. Этот процесс происходит каждый год, однако многие до сих пор не могут смириться с тем, что людям приходится мыться под холодным душем в век развития искусственного интеллекта и освоения космоса.
Почему всё так же отключают горячую воду и нельзя ли этого избежать? Наши коллеги из MSK1.RU задали самые распространенные вопросы председателю комиссии Общественной палаты России по ЖКХ, строительству и дорогам Светлане Разворотневой. Подробнее — в наших карточках.
- Зачем отключают горячую воду?
- Почему на проверку труб уходит так много времени? Нельзя сделать это за пару дней?
- А нельзя проверить трубы без отключения горячей воды?
- Нормально ли, что после планового отключения из крана идет ржавая вода?
- Что делать, если две недели прошло, а горячую воду так и не дали?
Зачем отключают горячую воду?
Традиция отключения горячей воды появилась в СССР, когда в стране повсеместно внедрили систему централизованного теплоснабжения. Подача горячей воды стала напрямую связана с отопительной системой. Поэтому отключения происходят летом, когда на улице достаточно тепло, чтобы находиться в квартире и без отопления.
Чтобы из крана текла горячая вода, ей нужно пройти огромный путь по трубам от ТЭЦ вплоть до жилого дома. Зимой температура за пределами труб может доходить до -30 °C. Чтобы сохранить воду горячей, ее подают под большим давлением. Из-за этого трубы деформируются и начинают протекать.
— Соответственно, вся система требует проверки, ремонта и модернизации. Кроме того, во время отключения горячей воды проводятся сезонные осмотры и плановый ремонт труб, — объяснила Светлана Разворотнева.
Специалисты не могут предсказать, на каком именно участке износ будет критическим, поэтому им приходится проверять сразу все сети.
Почему на проверку труб уходит так много времени? Нельзя сделать это за пару дней?
Проверка и ремонт труб — изначально процесс небыстрый. Чтобы выявить проблемные места, специалисты снижают температуру воды до 40 °C. Этот процесс занимает 12–15 часов. Затем в трубах повышают давление и удерживают его в течение двух часов. Параллельно проводятся замеры параметров по контрольным точкам. Если они в пределах нормы, то испытания считаются успешными.
Если же параметры выходят за пределы нормы, то специалисты осматривают трубы на предмет дефектов. Поврежденный участок отключают от сети, вырезают, вставляют новый и заваривают. Затем испытания проводятся еще раз.
В среднем на проверку труб требуется от трех дней до двух недель в зависимости от состояния коммунальной и жилищной инфраструктуры.
— Сейчас 14 дней — это та норма, которая принята в СанПиНе. Есть новые дома, где трубы еще в хорошем состоянии и проверить их можно за пару дней. Но есть и малые города, сельская местность, где трубы изношены, котельные в ужасном состоянии, и ремонтировать такие коммуникации приходится долго, — отметила Разворотнева.
А нельзя проверить трубы без отключения горячей воды?
По словам эксперта, сейчас появляются новые способы проверки труб, которые не требуют отключения горячей воды.
— В новых домах есть альтернативные источники поступления тепла. То есть когда отключается одна ветка, может действовать вторая. Недавно появились специальные роботы, которых запускают в трубу. При таком методе проверки воду тоже не нужно отключать.
Что еще можно сделать, чтобы не отключать горячую воду для ремонта инфраструктуры?
Заменить металлические трубы на пластиковые. Они не подвержены коррозии и прослужат дольше. В случае их установки ремонт будет необходим раз в пять-десять лет;
отказаться от полностью централизованной системы. В некоторых новостройках уже изменили принцип теплоснабжения, установив резервные источники тепла в подвалах или на крыше. Однако этот процесс долгий и трудоемкий;
разделить горячую воду и систему отопления. Тогда воду придется нагревать в бойлере с помощью газа или электричества. Но есть и минус: для такой системы требуется дорогое оборудование.
Нормально ли, что после планового отключения из крана идет ржавая вода?
Да, это нормально. Дело в том, что, когда из труб сливают воду, внутри образуется контакт с воздухом и появляется гидроокись. Когда вода вновь поступает в трубу, вещества смешиваются и появляется ржавчина.
Обычно вся ржавчина вымывается через пять-десять минут слива воды. Если же процесс длится дольше, нужно обратиться в управляющую компанию. Как правило, после отключения горячей воды сотрудники УК должны проверить воду на соответствие СанПиН.
Что делать, если две недели прошло, а горячую воду так и не дали?
В России запрещено отключать горячее водоснабжение более чем на 14 дней. Уведомлять о работах по проверке и замене труб должны за десять дней до начала.
Если горячая вода не появилась на 15-й день, Светлана Разворотнева рекомендует в первую очередь позвонить в аварийно-диспетчерскую службу и управляющую компанию.
В Нижнем Новгороде по вопросам отключения горячей воды можно обратиться по телефонам: +7 (831) 430-11-64 (приемная Госжилинспекции Нижегородской области), +7 (831) 277-91-31, +7 (831) 412-27-41 (круглосуточная горячая линия АО «Теплоэнерго»)
А как вы справляетесь с отсутствием горячей воды?