Пожалуй, каждый хоть раз задавался вопросом, а что будет, когда нас не станет? Как скоро некогда ухоженный сад порастет бурьяном, любимые деревья высохнут и сгниют, а дом распадется на части, уйдя под землю? Некоторые населенные пункты в Нижегородской области ушли в небытие, сохранив лишь одно свое название. Корреспонденты NN.RU съездили в одну из таких деревень в Большеболдинском районе и посмотрели, во что превратилась живописная деревушка, последний житель которой умер в 2016 году.
Выбор пал на село со звучным названием Девичьи Горы. Путь к нему был не близок — чуть больше 212 км от Нижнего Новгорода.
«Тут всё так же развалится, как и там»
Когда мы отправились на место, то еще не знали его истории. Но предположения о названии села не заставили себя долго ждать — последние 50 километров дороги представляли собой крутые спуски и затяжные подъемы. Это наталкивало на мысль, что вторая часть названия подобрана неслучайно.
Чтобы найти Девичьи Горы, пришлось потрудиться — незнающие люди дорогу не найдут. Несмотря на то что на карте эта точка еще отображена, ни одного указателя мы не нашли. Отыскать вымершую деревню удалось, наведавшись к соседям — в село Веренка. Местные жители, коих тут оказалось немного, сначала даже не поняли, что именно мы ищем, ведь соседняя деревня заброшена и делать там нечего.
— Вы кладбище, наверное, ищете? Так вон оно, на холме, — сказала нам одна из сельчанок, когда мы остановились спросить у нее дорогу.
Женщина не смогла скрыть удивление, когда мы рассказали, кто такие и зачем приехали.
— А вам зачем туда? Вы уж, наверное, и не пройдете. Девгоры-то сколько лет заброшены, там уж и не живет никто. А так оно прямо под холмом кладбищенским. Перед ним поворот будет на грунтовую дорогу, по ней и доедете, — пояснила жительница.
Рассказать что-то про Девичьи Горы нижегородка не смогла, но отметила, что не живет там никто уже очень давно. Однако мы не потеряли надежды узнать что-то о мертвом селе и отправились дальше, вглубь Веренки. Судя по данным на картах, проживают в этой деревне около 85 жителей. Позднее нам рассказали, что домов здесь 12 и в каждом из них по 2 квартиры.
На улицах было пусто — ни взрослых, ни детей. На присутствие жителей указывали только гуляющие вдоль забора куры.
На краю совсем небольшого населенного пункта мы все-таки встретили сельчан — уставшего мужчину средних лет и худого дедушку. Первый курил и задумчиво смотрел вдаль, а пенсионер суетился и занимался бытовыми делами. Отвечали на наши вопросы местные с неохотой, это неизбежно наталкивало их на мысли о судьбе собственной деревни.
— А вам зачем знать-то всё это? Это знать и не надо. Тут всё так же развалится, как и там. Через 5–7 лет со всеми деревнями рядом так же будет. Народу нет у нас, колхозы развалились, молодежь не остается. Вот те и причина. Из Девгор сначала просто молодежь уехала, потом все остальные разъехались, кто-то умер. Нас здесь тоже мало осталось. Ну а молодежи-то чего здесь делать? Колхоз есть, мы там работаем, но осталось всего 100 человек, да и то с приезжими, — посетовал дедушка.
Тем не менее нам удалось немного узнать про последнего жителя этой деревни. Грустная ирония, но его звали Евгений Одиноков. Мужчина умер в 2016 году и был похоронен на местном кладбище.
— На кладбище-то у него давно не был, а дядя Женя человеком хорошим был, я и работал с ним когда-то. Он уехал к дочери в город потом в Нижний, там и умер. Но он девгорский, потому тут и похоронили. Я и с его дочкой учился в одном классе. У него еще два сына было, но они тоже умерли. Тамарка-то последняя из них осталась. Но не Одинокова, Сивова она уже.
Мы попрощались с жителями и пошли дальше, а один из наших собеседников потом еще долго смотрел вдаль, видимо, вспоминая дядю Женю и думая, что станет с их деревней в обозримом будущем.
Кладбище оказалось совсем рядом с Веренкой. Похороненных там Одиноковых оказалось немало, но нужную могилу мы нашли достаточно быстро. Судя по всему, Евгений похоронен вместе с женой — она пережила его всего на два года.
За оградой простиралась полевая даль. Рожь была уже убрана, а сено для скота смотано в снопы. На сельском кладбище особенно остро чувствовалось замирание природы перед долгим сном. Издали, под холмом, виднелись остатки деревянных построек — это и есть Девичьи Горы.
История некогда живой, а ныне заброшенной деревни
Несмотря на то что Девичьи Горы почти стерты с лица земли, у населенного пункта с поэтичным названием есть своя история и легенды. Первое упоминание о Девгорах датируется 1606 годом. Деревню можно назвать пограничной, поскольку ее административные границы постоянно менялись. Изначально она относилась к Большемаресевской волости Лукояновского уезда. Но в 1929 году он был упразднен, в тот же год Девгоры стали частью Большеболдинского района. Но уже спустя год деревню признали частью Гагинского района. Административные границы менялись еще три раза, после чего Девичьи Горы окончательно стали относиться к Большеболдинскому району.
Название деревни, по легенде, связано с походом Ивана Грозного на Казань. Царь вместе со своим войском преодолел муромские леса и решил отдохнуть на горе, стоявшей между реками Алатырь и Пьяна. На холме том высилась деревянная церковь. Грозный с войском поднялись на гору и разбили лагерь. В первую ночь проснулся царь от девичьего крика и увидел, как воины куда-то волокут молодую женщину. Она прокричала, что Бог послал ее благословить войско на победу в грядущей битве. Девушка поведала государю свою историю: что родом она из ближайшего села, был у нее жених, но свадьба не случилась — прямо во время венчания пришли татары и сожгли церковь дотла вместе с деревней. Жениха девушки убили на ее глазах, а ей самой чудом удалось выжить. Выслушав грустную историю, Грозный распорядился, чтобы пленницу отпустили и сопроводили до дома.
На обратном пути, после выигранной битвы, государь вновь проходил мимо этой горы и попытался разыскать девушку, предсказавшую ему победу. Но найти ее не удалось. Тогда повелел царь назвать ту гору Девичьей, построив на ней церковь в память о незнакомке.
Но есть и другая, менее радужная легенда. По этому преданию, Грозный также проходил мимо горы, под которой располагалась маленькая мордовская деревня. Узнав, что мимо идет царь, жители сговорились и решили убить государя. Молодая девушка, узнав о замысле односельчан, доложила обо всём Грозному. Тот был горячо обрадован тем, что благодаря ей покушение удалось предотвратить, и приказал одарить спасительницу. Однако по возвращении домой девушку все-таки убили. Узнав об этом, царь приказал похоронить ее со всеми почестями, а на могиле насыпать высокий холм. Назвал он его так же — Девичья гора.
Однако есть и исторический факт: Грозный по пути в Казань строил церкви. Так вот на холме Девичья гора им был возведен храм, вокруг которого выросло кладбище.
Что касается населения, то в Девгорах раньше селились крестьяне, трудившиеся на благо государства. Однако густонаселенной деревню назвать было нельзя. Больше всего жителей фиксировали в 1859 году — 94 человека. К 1999 году население сократилось до 3 человек, к 2002 году — до 0.
Судя по открытым данным, последним жителем Девгор был не Евгений, а Константин Одиноков, умер он как раз таки в 2002 году. Однако местные склоняются к тому, что последним жителем нужно считать именно Евгения Одинокова, который умер в 2016 году. Так как именно «дядя Женя» был единственным оставшимся из тех, кто когда-то жил в Девгорах.
Мертвая деревня
Пробраться в Девичьи Горы, да и вообще найти их оказалось крайне проблематично. Ни указателей, ни намека на присутствие рядом этой деревни не было — только дорога и поля по обе стороны. Как мы писали выше, найти это место удалось лишь благодаря местным — Девгоры символично находятся прямо под кладбищенским холмом.
В сторону бывшей деревни вела еле заметная грунтовая дорога. Мы отправились по ней, но долгое время следов каких-либо построек не видели. Только чудом через бурьян удалось заметить деревянную крышу — это был один из домов, некогда принадлежавший обитателям Девичьих Гор.
Нога человека по этим местам не ступала уже очень давно. Природа активно начала брать свое — трава и сорняки достигли высоты почти в человеческий рост, бывшие цветники и малина заняли освободившийся простор и разрослись на метры вперед.
Дом, который мы нашли самым первым, по-видимому, раньше имел великолепный вид. У входа росло плодовое дерево, а из окна виднелся небольшой водоем с цаплями. Стоя там, представлялось, какая картина простиралась перед хозяином, когда он рано утром выходил из своего жилища и отдыхал под сенью зелени, глядя на живописное озеро. Сейчас оно превратилось в болото, а дерево высохло, дополняя сухими голыми ветками удручающий пейзаж вокруг.
Внутри дома ожидаемо ничего не было, кроме обломков и кирпичей. Местные говорят, что есть люди, которые катаются по заброшенным деревням и вывозят всё, что возможно. Особенно ценятся у них металлические предметы, а также деревянные доски — это крадут в первую очередь. В доме было две комнаты и небольшие сени. Также внутри сохранилось основание печки.
Неподалеку от дома находилась еще одна постройка, внешне она была похожа на баню. Внутри тоже ничего не было, кроме хлама. Не без труда мы нашли еще три здания. Одно из них полностью ушло под землю. Рассматривать там нечего, да и находиться рядом было опасно, так как почва сыпалась прямо под ногами.
Другой дом неплохо сохранился, но его постепенно поглотила природа: внутри одной из комнат разрослась малина и сорняки, однако стены на вид всё еще крепки. Последний дом находился в самой дальней точке деревни. Около него нас встретила живописнейшая поляна из желтых цветов, некогда бывших частью сада. А сам дом утопал в плюще. Внутренняя часть постройки сохранилась куда лучше остальных домов.
Внутри мы даже обнаружили старинный сундук, правда, он был пуст. Внутри также было две комнаты. В целом у всех жителей деревни были очень похожие жилища. На каждом из окон, кстати, до сих пор сохранились уникальные резные наличники. По пути мы встретили остатки столба с проводами, так что у жителей здесь даже было электричество.
Общая картина вокруг действительно была пропитана тоскливой и мертвой атмосферой — даже несмотря на солнечный денек. Чувствовалась какая-то жалость по отношению к людям, жившим здесь. Можно представить, как им было бы обидно застать свой любимый сад или отчий дом в таком состоянии. Но этих людей больше нет, как нет и их домов.
Никто из соседней деревни так и не смог нам сказать, почему Девичьи Горы вымерли. Сельчане только предположили, что все жители разъехались или скончались. Тем не менее люди уверены, что так будет с каждым селом или деревней. Нижегородцы считают, что в таких населенных пунктах нет никакой инфраструктуры, чтобы оставаться и жить в них. Многие разъезжаются по городам в поисках работы.
К сожалению, статистика тоже на стороне этого утверждения. Судя по документам на сайте областного правительства, в период с 2017 по 2020 год исчезли 102 муниципальных образования, в числе которых деревни и села.
В память о некоторых стертых с лица земли деревнях в Нижегородской области даже установлен памятник. Он представляет собой мельничный жернов с сохранившейся датой выпуска «1953 год». Установлен он в Большеболдинском районе в 2010 году. Таким образом решено было увековечить память деревень, которых больше нет.
Не без труда выбравшись из бурьяна, мы отправились обратно в Нижний. Чувство сожаления и тоски еще долго не оставляло нас, напоминая, что всё не вечно. И речь не только про деревни.
Ранее мы также рассказывали, как живет вымирающая марийская деревня в Тоншаевском районе области. Местные еще помнят традиции, но почти их не соблюдают. О священных рощах, знаках рода и трехслойных марийских блинах читайте тут.