Более 120 лет назад в Нижнем Новгороде прошло грандиозное событие — Всероссийская выставка 1896 года. На ней были представлены главные технические достижения страны, которые оценивал лично император Николай II. На месте «Парка имени 1 мая», где и проходила выставка, были построены десятки павильонов — один необычнее другого. До наших дней сохранились лишь некоторые из существовавших тогда построек. Некоторые из них приобрели современные облик и назначение — подробнее в материале NN.RU
Пакгаузы
История этого объекта началась в конце XIX века. Металлические конструкции были составной частью главного павильона двух Всероссийских выставок в 1882 и 1896 годах. Последняя как раз и состоялась в Нижнем Новгороде, посмотреть на чудеса и достижения в области техники, искусства, сельского хозяйства съехались люди из разных уголков страны. После выставки конструкции выкупили и перенесли на Стрелку. В советское время пакгаузы использовали как каркасы для строительства складов в грузовом порту.
Около десяти лет назад обшарпанную облицовку разобрали. Вслед за ней хотели снести и сами металлические конструкции, но вскоре их признали исторически значимыми. И два пакгауза, которые сохранились лучше остальных, переоборудовали под театральный зал и выставочное пространство.
Теперь в пакгаузах проводятся крупные региональные мероприятия. Одно из помещений отдали Нижегородскому театру оперы и балета, кроме спектаклей, там также проводятся и концерты. Фишкой места стала задняя стенка сцены — она прозрачная, поэтому вечером зрителям открывается вид на закаты Нижнего и панораму нагорной части города. В другом пакгаузе теперь проводятся выставки.
Первая трамвайная линия
Открытие выставки стало важным событием не только для Нижнего Новгорода, но и для страны. К важной дате 1986 года также был приурочен запуск первого электрического трамвая. Вагон под названием «Эрликон» привезли из Бельгии. Одним из первых на трамвае прокатился император Николай II. Поездку на новом транспорте могли позволить себе лишь состоятельные нижегородцы и гости города.
«Эрликон» стал прототипом современных трамваев, в том числе и для Нижнего. Посмотреть, как выглядел первый образец, можно в Музее электротранспорта. Также в память об этом событии на Большой Покровской установлен арт-объект в виде вагона.
Фуникулер
Мощности первых трамваев не хватало на то, чтобы подняться в гору. Но подниматься наверх, к кремлю, почтенным гостям как-то было нужно. Для этого в Нижнем построили два фуникулера — Кремлевский и Похвалинский.
Один из них проходил от подножия церкви Иоанна Предтечи до станции внутри кремля возле Часовой башни. Он просуществовал до 1926 года. К тому времени вдоль Зеленского съезда и Лыковой дамбы появились трамвайные пути, необходимость в фуникулере отпала, и тоннель засыпали.
Линия второго фуникулера проходила вдоль Похвалинского съезда и имела две станции. Нижняя находилась у начала Плашкоутного моста, на месте которого сейчас построен Канавинский мост. Верхняя станция располагалась на Гремячей горе — примерно там, где построен отель Azimut между набережной Федоровского и Гребешковым откосом. Элеватор убрали в 1927 году при реконструкции Похвалинского съезда.
К 800-летию Нижнего Новгорода власти планировали воссоздать фуникулер у кремля. Однако работы затянулись, и сроки открытия подъемника переносят до сих пор.
Дмитриевская башня
Построили башню в начале XVI века. Долгое время ее помещения пустовали. Но в 1894 году перед выставкой было принято решение ее реконструировать и разместить там музей. Его также посетил император Николай II.
К 800-летию Нижнего Новгорода башню отреставрировали. Под большим слоем штукатурки в Дмитриевской башне скрывалась кладка 16-го века.
Картина «Воззвание Минина»
На Выставке 1896 года были представлены не только технические достижения, но и художественные. Тогда впервые в Нижнем была представлена знаменитая картина Константина Маковского «Воззвание Минина». Она показывает сцену сбора пожертвований на ополчение, спасшего в 1612 году страну от иноземных захватчиков.
Над картиной Константин Маковский работал около 20 лет. Художник завершил работу в 1896 году и тогда же представил ее зрителям. В 1908 году полотно было приобретено Министерством императорского двора и подарено городу в связи с предстоящими торжествами в честь 300-летия династии Романовых. Сначала картина находилась в Гербовом зале городской думы (позже — Дворец Труда), а в 1972 году была передана музею НГХМ и сейчас находится в специально выстроенном помещении, примыкающем к дому Сироткина.
Нижегородский драмтеатр
Здание ввели в эксплуатацию в 1798 году как Нижегородский публичный театр. Первый спектакль сыграла труппа князя Николая Григорьевича Шаховского, которая изначально состояла только из крепостных крестьян. И сам театр смог открыться только потому, что князь переехал в Нижний Новгород, а крепостной театр вместе с ним.
Современное здание театра на Покровской построили к Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. В мае состоялось торжественное открытие нового театра спектаклем с участием оперного певца Фёдора Шаляпина.
Школа-церковь
Почти все павильоны, которые были построены к выставке, были со временем разобраны. Теперь о них напоминают только исторические фото. Однако одно из зданий, которое было представлено в 1896 году, стоит на улице Климовской до сих пор. Вскоре подобные образовательные учреждения начали появляться и в других небольших поселениях страны.
На первом этаже здания располагались спальни учеников, столовая и квартира для учителя, на втором — церковь, классные комнаты и библиотека. В послевоенные годы здание было переоборудовано под жилье, чем оно и служит до наших дней.
Кстати, недавно мы собрали десять кадров того, как выглядел Нижний Новгород 100 лет назад. Теперь места, застроенные высотками и магазинами, просто не узнать.