Когда говорят об истории нижегородской фотографии, многие вспоминают о Максиме Дмитриеве. Мы бы хотели рассказать о человеке, у которого училась будущая творческая знаменитость. Речь об Андрее Карелине — выдающемся деятеле искусства и основоположнике жанра художественной фотографии. Он много лет прожил в Нижнем Новгороде и смог запечатлеть его на своих снимках. Публикуем историю фотографа и его самые яркие работы.
Андрей Карелин родился в одной из деревень Тамбовской губернии. Был внебрачным сыном государственной крестьянки. Мальчика с детства тянуло к искусству, и его отдали в иконописную мастерскую. Когда Карелину исполнилось 20 лет, он поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Тогда же начал увлекаться фотографией.
— Уже в студенческие годы Андрей Осипович занимался ретушированием и расцвечиванием отпечатков и на опыте убедился в сложности процесса создания произведения светописи, — рассказывала «Дилетанту» Татьяна Сабурова, научный сотрудник Государственного исторического музея.
После окончания Академии Карелин некоторое время служил у Михаила Настюкова — одного из основателей жанра видовой фотосъемки в России. В тот период в семье произошла трагедия — супруга художника умерла во время родов. Карелин вновь женился, его избранницей стала Ольга Лермонтова (родственница поэта Михаила Лермонтова). В 1860-е супруги вместе с тремя детьми перебрались в Нижний Новгород.
Здесь его карьера пошла на взлет. Карелин открыл рисовальную школу и фотомастерскую. С помощью дополнительных линз и сложного, так называемого «мягкого» способа печати, ему удавалось создавать пластичные и светлые композиции. Тогда же раскрылся его талант фотографа-портретиста. Перед карелинской камерой позировали писатели Владимир Короленко и Алексей Пешков, художники Иван Шишкин и Иван Якоби, ученый Дмитрий Менделеев и другие.
Совместно с Шишкиным фотограф даже создал альбом «Нижний Новгород». В нём были раскрашенные акварелью фотографические виды города. Этот альбом они создали по поручению нижегородского дворянства, чтобы подарить Александру II. Экземпляр хранится в Государственном Русском музее.
В 1870-е Карелин поучаствовал в фотографической выставке в Эдинбурге. Среди шести тысяч экспонатов жюри отобрало только два. Оба снимка, как потом выяснилось, сделал Андрей Карелин. После этого фотограф участвовал на выставках в Вене, Париже и Филадельфии, где также завоевал немало наград.
— Карелин из Нижнего Новгорода выставил свои комнатные группы, сделанные усовершенствованным им системой или особым расположением объективных стекол… Верность перспективы, общая отчетливость, несмотря на большое расстояние в планах, обратили внимание знатоков, — отмечал фотограф Сергей Левицкий.
Андрей Карелин одним из первых начал создавать произведения в жанре интерьерного портрета. Лучшие работы он объединил в «Художественный альбом фотографий с натуры». В основном это камерные постановочные снимки. Героями некоторых из них были супруга и дети Карелина.
Примечательно, что Карелин одно время работал в одной студии с другим знаменитым фотографом — Максимом Дмитриевым, который считал его наставником. Подробнее о нём мы рассказывали в отдельном материале.
По неизвестным причинам в конце 1880-х у Карелиных ухудшилось материальное положение. Фотографу пришлось распродать почти всю свою коллекцию. Но он не оставлял творчество: изготовил диапозитивы для демонстрации в школах с помощью «волшебных фонарей» — так называли проекторы.
Карелин скончался в 1906 году. Его прах находится на Бугровском кладбище.
— [Карелину] предлагали работать в российской столице, Петербурге, и в центре европейской фотографической жизни — Париже, однако Андрей Осипович предпочел Нижний Новгород, где проживал в течение сорока лет до самой кончины. Эти годы были насыщены плодотворным творчеством, — отмечала Татьяна Сабурова.