Сын нижегородки Людмилы в этом году отпраздновал выпускной: он окончил девятый класс в коррекционной школе № 142. Парень готовился пойти в местный технологический колледж, который принимает ребят без аттестата. Но ему не хватило места: особенных ребят оказалось намного больше, чем может принять учреждение. Некоторые родители занимали очередь с ночи, поставив турпалатки рядом с техникумом. Почему так вышло и действительно ли выпускникам «коррекционок» сложно получить среднее профессиональное образование, разбирался NN.RU.
«Надо было в три утра приезжать»
— Когда мы приехали к колледжу, там было столько народа и машин, что нельзя было даже пробиться к входу в вестибюль, — вспоминает Людмила.
Приемная кампания в Нижегородском технологическом техникуме началась 19 июня. Заведение открыло свои двери для будущих сварщиков, поваров, слесарей. Ребята из «коррекционок» могли подать документы на такие специальности, как швея, облицовщик-плиточник, штукатур и строительный маляр. Всего для них организовали 96 бюджетных мест (столько же было и в прошлом году).
Родителей предупреждали, что очередь в техникум будет большой, и предлагали прийти рано утром. Как рассказала Людмила, она решила действовать как написано на сайте училища. Семья добралась до техникума утром и увидела на его территории больше сотни человек. По словам нижегородки, люди приехали в том числе и из других районов области. Женщина узнала, что некоторые «родительницы» заняли очередь еще накануне. Людмила решила вернуться в техникум позже. Около часа дня они с сыном вновь приехали подавать документы. К тому времени места для особенных детей закончились. Приемная кампания, охватывающая их специальности, продлилась меньше дня.
— Одна женщина мне говорит: «Все занято, люди в три утра занимали, надо было в три утра приезжать». Наша учительница предупреждала (педагог в школе, где занимался сын Людмилы. — Прим. ред.), что там творится что-то непонятное, люди приезжают очень рано. Накануне вечером [они приехали], разбили палатки, — пояснила нижегородка.
После этого Людмила попыталась устроить сына в «класс озеленителей», который был организован на базе 95-й коррекционной школы. Однако в учреждении, по ее словам, заявили, что в этом году у них нет набора. Мальчик, скорее всего, теперь пойдет в десятый класс.
— Детям, которые получают социальные выплаты, у которых инвалидность и другие заболевания, оказывается, нет в городе места. Для таких детей ничего не создано, кроме этого училища, — отметила нижегородка.
Некоторым ребятам, с которыми учился сын Людмилы, удалось поступить в техникум. Так, две девочки с осени начнут учиться швейному мастерству.
Что ответили в техникуме
— Те, кто к нам пришли, поступили, всех приняли. У нас есть приказ Министерства образования о комплектовании. В соответствии с ним завершился прием по данным группам, — отметила директор Татьяна Сарбаева.
Руководитель добавила, что бывают случаи, когда дети «передумывают учиться» и отчисляются из техникума. Тогда специалисты обзванивают школы и родителей абитуриентов, приглашая ребят на освободившиеся места.
— У нас по районам открылось очень много коррекционных групп в техникумах, но дети почему-то хотят ехать в город. Некоторые [группы] в области даже не укомплектовались, — добавила директор.
Все остальные вопросы Татьяна Сарбаева порекомендовала задать Министерству образования и науки Нижегородской области. NN.RU отправил запрос в региональное ведомство.
Почему так происходит
— Ребятам, которые окончили школу 7-го и 8-го видов (для детей с нарушениями развития) очень сложно получить среднее профессиональное образование, — заявила специалист службы сопровождения Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца» Татьяна Крупина.
Организация уже много лет работает с особенными ребятами: с РАС и интеллектуальными нарушениями. По словам Крупиной, в Нижнем Новгороде работает 7 школ 8-го вида, значительный процент выпускников получают по окончании обучения не аттестат, а свидетельство.
— Сейчас в городе только три училища принимают выпускников со свидетельствами, причем в два из них набор уже закрыт. Еще одна проблема этих училищ заключается в том, что многие специальности, на которые они набирают, такие как художник росписи по дереву или оператор ЭВМ, просто не актуальны на рынке труда. И ребята с такими дипломами не могут устроиться по специальности, — добавила специалист.
Дополнительной сложностью становится очень узкий набор профессий, которые могут выбрать ребята, окончившие коррекционные школы. С этой сложностью сталкиваются в том числе выпускники детских домов-интернатов (ДДИ): это учреждения, в которых воспитываются дети с ментальными нарушениями.
— У детей из ДДИ препятствия существуют уже на этапе получения основного общего образования. Порой директорам учреждений проще организовать для них образовательный процесс конкретно в учреждении, а не вне стен интерната. Это чревато тем, что у детей не развиваются навыки социальной адаптации, может страдать и качество обучения. Когда они все же оканчивают школу, то с дальнейшим получением профессии могут быть сложности. Коррекционное профессиональное образование предусматривает обучение по очень небольшому перечню специальностей. Из-за чего дети ограничены в выборе будущей профессии, — поделилась юрист «Службы защиты прав» Анна Коченкова.
Почти три года «Служба защиты прав» защищает права детей-сирот и людей с нарушениями психики в Нижегородской области.
По словам Татьяны Крупиной, трудоустроить можно и человека без среднего профессионального образования, главное, чтобы у него была мотивация. Чаще всего они находят низкоквалифицированную работу, но и такие сотрудники тоже нужны. В Центре, например, есть программа «Сопровождаемое трудоустройство». Специалисты помогают молодым людям с нарушениями развития найти работу. Но есть условие — поучаствовать в программе могут только совершеннолетние.