Нижегородская область и ее столица закатов удивляет приезжих богатой историей, культурным наследием и живописной природой. В последние годы Нижний Новгород серьезно преобразился и становится все более значимым городом на карте страны, а потому неудивительно, что его все чаще выбирают для съемок фильмов, в том числе и именитые режиссеры.
Одна из последних нашумевших картин — детективный сериал «Злые люди», снятый по новеллам нижегородского писателя Николая Свечина. NN.RU пообщался с автором проекта Евгением Кудельниковым и узнал, почему большую часть сериала снимали не в Нижнем Новгороде, в чем проблема современного кино и почему нашему городу не нужен статус всероссийской съемочной площадки как в Москве.
О чем сериал?
За основу сценария был взят цикл новелл нижегородца Николая Свечина «Хроники сыска». Картина перенесет зрителя в дореволюционный город, который готовится к проведению Всероссийской выставки на Нижегородской ярмарке. Но размеренная и благополучная жизнь града на Волге рушится, когда происходит громкое убийство предводителя губернского дворянства Нефедьева. К делу подключается нижегородский сыщик Алексей Лыков, сталкивающийся со злом за гранью понимания.
Режиссером картины стал Ким Дружинин, известный зрителю по фильмам «28 панфиловцев», «Казнить нельзя помиловать» и другим. А музыку к сериалу про Нижний пишет композитор Райан Оттер, чьи саундтреки мы слышали в «Методе» и «Триггере».
Почему премьера не состоялась несколько лет назад?
Примечательно, но о сериале «Злые люди» нижегородцам было известно еще несколько лет назад. Изначально предполагалось, что фильм станет подарком городу к 800-летию. Но тогда полностью отснятого сериала нижегородцы не увидели. Более того, в итоговом варианте сериала мы увидим уже других актеров и другие локации. Автор проекта — нижегородский режиссер Евгений Кудельников объяснил, почему вышло именно так.
— Вообще ему (проекту — Прим. ред.) очень много лет. Желание что-то такое сделать появилось давно, лет 10 назад. Мы с командой ввязывались в это дело с очень романтичным настроем, и я тогда еще до конца не понимал, что именно я придумал. Ускорение мы получили, когда познакомились с областным правительством и с губернатором, который, как оказалось, читает книги Николая Викторовича. Правительство выделило нам деньги на «пилот», мы сделали разработку и пилотные сцены, которые сейчас лежат в открытом доступе. Но ударил ковид, и у всех стали рушиться планы. В итоге мы оказались без компании, которая первоначально хотела взять ответственность за такой очень сложный, большой сериал, — вспоминает Евгений.
Около двух лет режиссеру понадобилось, чтобы вновь найти инвестора, который заинтересуется амбициозной разработкой. И на это были все шансы, ведь «пилот» сериала получился достаточно серьезным, с ним не стыдно было выходить на переговоры с Москвой: столичные компании увидели свежую историю, незаезженные локации и новые лица.
— Это была полностью нижегородская штука, только в главной роли снялся спортсмен-международник Егор Фунтиков. Остальные все — это «сборная солянка» из профессиональных и непрофессиональных нижегородских актеров. И команда вся рабочая была тоже полностью нижегородская. Но получилось так, что проект, который потом еще мы целый год разрабатывали уже со сценаристами нижегородскими, постоянно нуждался в доработках, его нужно было вывести на какой-то другой уровень, и параллельно я еще пытался в Москве заинтересовать им каких-то инвесторов. На это ушло много времени, это был очень сложный период. В итоге я нашел партнеров, с которыми мы, опять же при поддержке нашего правительства, успешно провели переговоры в 2022 году.
Однако в тот момент автор проекта вновь понял амбициозность собственной задумки — сериал оказался сложным и многогранным, а его съемки долгими и дорогими. В проект нужно было вложить силы и финансы, так как столичная киноиндустрия всегда опасается репутационных рисков. По словам Евгения, как только стоимость проекта переваливает за определенную черту, которая выглядит репутационно рискованной, то такие средства собираются только под твердые гарантии: сценарист, режиссер и продюсер должны быть на хорошем счету в индустрии, чтобы люди решили вложить в кинопроизводство свои деньги. Должны быть и медийные актеры, услуги которых тоже стоят дорого.
— И я принял решение отступиться от режиссерских амбиций и вышел фактически на позицию шоураннера или там креативного продюсера. Первоначальная концепция, которая потом дорабатывалась в Москве — это моя разработка и моих коллег. Поэтому в принципе я не знаю, как буду указан в титрах.
Новый сериал — новые актеры
Как мы уже говорили, в сериале с большим бюджетом важно видеть медийных актеров. Главную роль в сериале про Нижний получил актер Петр Рыков, а его партнером по кадру станет звезда «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитского Петербурга» Александр Лыков. Из нижегородских актеров в списке только два имени: новоиспеченная народная артистка РФ Ирина Пегова и актриса Нижегородского театра «Комедiя» Ирина Бычкова.
Увидят зрители в сериале и других полюбившихся актеров. Дмитрий Нагиев сыграет персонажа детектива Евдокима Нефедьева, звезда «Триггера» Роман Маякин — роль князя Сергея Мамина, Яну Цапнику («Метод, «Лёд», «Бригада») достался персонаж Шокальский, а Роман Мадянов («Солдата», «Штрафбат», «Левиафан») сыграет роль Блинова.
Почему сериал про Нижний снимали и в других городах?
Известно, что такая практика есть. Но если со «Словом пацана» всё понятно (фильм сняли в другом городе из-за запрета казанских властей), то с другими случаями у зрителей есть вопросы. Так, сериал «Горький 53» про послевоенный Нижний решили снимать в Костроме. Такое решение создатели картины приняли, не найдя в Нижнем послевоенной архитектуры.
«Злые люди», к слову, снимали в Нижнем тоже лишь частично. Большая часть процесса прошла в Москве, Костроме, Питере и Ленинградской области. По мнению Кудельникова, задавая вопрос про локации, надо ставить себя на место режиссера. Кострома действительно более «историческая», чем Нижний. В приволжской столице становится всё больше современной застройки, которая не совсем гармонично смотрится в кадре тех же «Злых людей», а сюжет должен перенести зрителя именно в дореволюционный Нижний. Поэтому, считает наш собеседник, в случае с новым сериалом съемка в Костроме оправдана.
— Надеюсь, что ребятам удастся справиться с реконструкцией ярмарки и всего остального, потому что в Костроме ярмарки, конечно, никакой нет. Ее вообще ни с чем сравнить нельзя, надо себе представить, что такое 5 миллионов человек, сосредоточенных на Стрелке. То есть был такой общий котел из людей, товаров и развлечений. Получится это или нет, я не знаю. В сериале есть Нижний Новгород, есть губернские какие-то села, деревни глухие, есть Санкт-Петербург. В этом смысле снять это все в одном каком-то городе было бы очень проблематично, поэтому «Злые люди» снимаются не только в Нижнем и Костроме, они снимаются и в Москве, и в Санкт-Петербурге, — говорит Кудельников.
Нужен ли Нижнему статус всероссийской киноплощадки?
Режиссер считает, что перед Нижним Новгородом не стоит такой задачи, да и в принципе этот статус городу не нужен. Основная причина — это требует больших вложений, ресурсов, усилий и работы в данном направлении. Но при этом нельзя сказать, что работы в этом направлении вообще нет. Так, в регионе есть свои кинокомиссии, которые пытаются помогать с согласованием съемок, много интересных локаций, которые могут предоставить для съемок, если есть такая необходимость.
— Конечно, выбирая между нашим регионом и другим, условная киногруппа у нас оценивает не все. Похожие локации есть много где. А что есть в качестве инфраструктуры? У нас инфраструктура неразвитая. В нее нет никаких вложений, потому что неоткуда их брать. Нет кинотранспорта, нет технического обеспечения специального. При этом у нас есть местные специалисты, которые были в больших проектах, но киноиндустрия устроена так, что основной костяк все равно в Москве. Поэтому регионам остаются только кастинги, массовки и какие-то ассистентские позиции.
Режиссер считает, что регулярное проведение съемок хорошо — это повышает значимость города, увеличивает вложения в него, взбадривает общее настроение в регионе, но нельзя исключать тот факт, что это серьезно осложняет жизнь жителей.
— В Нижнем можно найти все что угодно — любую локацию, под любой исторический период, под любое настроение. У нас есть свои дюны на Гребном канале, есть европейская архитектура, есть урбания, есть промзоны, стадион, метро — что угодно. Дебютные проекты можно реализовать у нас, потому что в Москве это очень сложно, дорого, проблематично. Здесь — пожалуйста. Здесь очень хорошо учиться, начинать, «становиться на крыло». Но что касается какого-то нижегородского Голливуда, то он появится только при условии крупных вложений в инфраструктуру.
Финальные сцены сериала отсняты. Предположительно готовую картину зритель увидит в конце этого года.