Кулибин — имя нарицательное. Все знают, что это великий инженер, а как много его изобретений вы видели? Увы, но не все нижегородцы могут мгновенно ответить на вопрос, кем был Иван Петрович Кулибин и почему стал знаменитым. Мы решили вспомнить его историю — историю человека, предсказавшего будущее. Тем более что сегодня, 11 августа, день памяти нашего великого земляка.
Детство, юность и признание
Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году, 21 апреля, в семье мучного торговца. Семья жила в усадьбе между Крутым переулком и Почтовым съездом — сейчас там находится мемориальная доска, сам же дом не сохранился. Отец был строгих нравов, и Иван воспитывался в старообрядческой традиции. Образование будущий гений получал у дьячка Успенской церкви — грамота нужна была для ведения семейных дел.
С детства он тяготел к механизмам, и уже в юношестве обучился часовому ремеслу. В 1758 году умер отец Ивана, и тогда же он решил на оставшиеся семейные деньги открыть часовую мастерскую. В свободное от работы время Кулибин занимался собственным проектом: часами размером с гусиное яйцо. На изготовление механизма ему потребовалось три года: работа шла с 1764 по 1767 год.
Механизм мог не только отсчитывать время. Каждый час открывались маленькие дверцы сбоку яйца, показывающие библейскую сцену. Кроме того, яйцо могло играть мелодию, сочиненную самим Кулибиным. В 1769-м Нижний Новгород почтила визитом Екатерина II, и молодой изобретатель был представлен императрице, которой продемонстрировал изделие.
Механизм настолько впечатлил Екатерину, что Кулибин был назначен руководителем механической мастерской Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. На один только путь из Нижнего в столицу ему потребовалось два месяца: пришлось укладывать на сани все изобретения и пожитки.
Изобретения
К сожалению, несмотря на гениальность Кулибина, лишь малая часть его проектов была воплощена в жизнь. Иван Петрович в мастерской Императорской академии наук и художеств руководил созданием станков, навигационных приборов и инструментов. В 1772-м, через три года после переезда, Кулибин закончил работу над проектом деревянного одноарочного моста через Неву. Коллеги порекомендовали инженеру изменить размер решеток в центральной части моста, и в 1776-м году Кулибин первым в истории сделал макет моста — кстати, переправа смогла выдержать груз, в 15 раз превышающий собственный вес. По сути, изобретатель опытным путем смог предсказать законы сопромата. Через год Кулибин смог защитить проект в Академии наук.
Пятого мая 1778-го Екатерина II наградила Кулибина именной медалью из золота «Механику Академии наук». Несмотря на признание проекта, этот мост через Неву построен не был, и макет простоял 17 лет во дворе Дома академиков, где жил сам Кулибин.
Больше всего инженера привлекали транспортные средства. Детство и юность в Нижнем Новгороде сильно отразилась на нем — Кулибин загорелся идеей заменить бурлацкий труд. Так и появилось водоходное судно, которое могло двигаться против течения. Принцип работы такой: два якоря, канаты крепятся к валу с двумя колесами с лопастями, приводимыми в движение течением. Один из якорей по берегу или шлюпкой закрепляется через километр. Таким образом, судно само себя подтягивало, что не требовало больших усилий.
Создание проекта откладывалось из-за заказов царской семьи, но инженеру всё-таки удалось добиться финансирования. В 1782 году его водоходное судно смогло перевезти 65 тонн песка вверх по течению, показав свою надежность. Через 22 года было построено такое же судно в Нижнем Новгороде, но департамент водных коммуникаций при Александре I внедрение технологии отверг.
Еще одно интересное изобретение — винтовой лифт. В середине 1790-х Кулибину пришлось разрабатывать «лифт-кресло» для Зимнего дворца. Императрица хотела, чтобы в лифте не было верха, — и решение нашлось. Основание кресла крепилось к столбу с резьбой. Слуга должен был вращать рукоять, чтобы привести в движение ось, и императрица на троне поднималась на второй этаж. После смерти Екатерины II изобретение использовалось для развлечений, но потом было заложено кирпичом.
Заслуг у Кулибина множество: первый в России оптический телеграф, проект железного моста через Волгу, оригинальная система спуска кораблей на воду. Венцом его карьеры стала тяга к созданию вечного двигателя. Уже в почтенном возрасте Кулибин потратил все семейные деньги, чтобы сделать наконец-то совершенный механизм. Но завершить ему это не удалось.
Личная жизнь
Личность Кулибина не менее интересна, чем его изобретения. Современники его описывают как энергичного и открытого мужчину, которому интересно буквально всё. Не пил, не курил, азартных игр избегал. Да и на балы не любил наряжаться, носил самый простой кафтан. В быту Иван Петрович, несмотря на стремление к новаторству, оставался человеком консервативным — отцовское воспитание давало о себе знать, но при этом у него было отличное чувство юмора.
Его жизни могут позавидовать многие мужчины. В первый раз Кулибин женился в 24 года в Нижнем Новгороде на девушке из мещанской семьи по имени Наталья. В первом браке у него родилось трое сыновей и дочерей. Когда Ивану Петровичу уже было 50, супруга умерла. Судьба вдовца ему претила, и он снова женился — на этот раз на Авдотье Щербаковой, которая родила трех сыновей и одну дочь. Вторая жена умерла после родов.
Но на этом любовные истории Кулибина не закончились. В 70 лет, вернувшись в Нижний Новгород, Кулибин женился на нижегородской мещанке Марье Ивановне Докукиной. И снова оставил наследие — трех (!) дочерей.
Марья пережила Кулибина. Изобретатель умер спокойно, во сне, в своей усадьбе в Нижнем Новгороде. Как мы уже рассказали ранее, все деньги Иван Петрович потратил на вечный двигатель, так что жене пришлось занимать средства и продавать настенные часы, чтобы похоронить мужа как следует.
Наследие
А был ли Кулибин известным? При жизни — и да, и нет. Естественно, люди науки и при дворе прекрасно знали Ивана Петровича и его достижения, но если брать всероссийские масштабы, то далеко не все слышали его имя. По-настоящему широкая известность пришла к нему в 1819 году после выхода книги «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения» Петра Свиньина.
С тех пор его фамилия стала именем нарицательным. В его честь назван далекий астероид, несколько суден — а что насчет родного города? У всех нижегородцев на слуху Кулибинский парк (бывшее Петропавловское кладбище), но есть еще кое-что.
Сейчас в Музее речного флота Волжского государственного университета водного транспорта представлены экспонаты, связанные с Кулибиным. Кстати, там проводится экскурсионная программа как раз таки о жизни и изобретениях Ивана Петровича. Одно из самых примечательных — прожектор. Кулибин рассчитывал, что такими оснастят улицы Петербурга — судя по всему, от задумки отказались из-за высокой стоимости. Также в музее представлены чертежи и макеты изобретений и его портрет, который, написан правнучкой изобретателя.
Кроме того, с 2008- года нижегородское Министерство промышленности, торговли и предпринимательства проводит премию имени И. П. Кулибина для изобретателей. Авторы лучших проектов могут получить финансовую поддержку — 100 тысяч рублей и почетные премии. Всего есть три номинации: «Лучшее изобретение года в Нижегородской области» (два победителя), «Лучшая полезная модель года в Нижегородской области» и «Лучший товарный знак года в Нижегородской области».
Кстати, в 2017-м в нижегородском парке имени Кулибина были выставлены макеты некоторых его изобретений, в том числе вечный двигатель. Однако в 2023-м они были демонтированы как пришедшие в негодность. Предполагалось, что их обновят и выставят вновь, но пока этот проект не реализован.