Российские правоохранительные органы так затянули расследование дела о пытках в полиции, что срок давности привлечения к ответственности истек. Потерпевший опять обратился в Страсбург с жалобой на неэффективное следствие.
— Постановление ЕСПЧ по делу Ляпина 2014 года является прецедентным — в нем констатируется системная проблема, когда российские следователи не возбуждают уголовные дела по обоснованной жалобе на пытки, а проводят лишь доследственную проверку, что противоречит принципам эффективности, — заявила юрист Комитета против пыток Екатерина Ванслова. — В 2014 году Европейский суд обязал Россию не только выплатить Ляпину компенсацию морального вреда, но и провести эффективное расследование факта пыток, а также привлечь виновных лиц к ответственности. У России было достаточно времени для того, чтобы своевременно и инициативно возбудить уголовное дело и эффективно его расследовать.
В 2008 году Сергея Ляпина взяли по подозрению в кражах из гаражей и, добиваясь признания, с его слов, избивали, пытали током, а для усиления эффекта поливали кисти рук водой. На следующий день, когда состояние задержанного ухудшилось, его доставили из камеры травмпункт. Врачи диагностировали у пациента сотрясение головного мозга, ушибы, термические ожоги обеих кистей.
После окончания лечения Ляпин обратился в следственные органы с жалобой на сотрудников милиции. В течение полутора лет ему как минимум десять раз отказывали в возбуждении уголовного дела, девять из них были признаны незаконными.
Не найдя справедливости на родине, Сергей Ляпин обратился в Европейский суд по правам человека. В 2014 году ЕСПЧ признал факт пыток и неадекватность его расследования и обязал Российскую Федерацию выплатить нижегородцу 45 000 евро компенсации. После решения Европейского суда Верховный суд РФ — через два года — обязал возобновить проверку по жалобе Ляпина.
Следствие несколько раз приостанавливалось, наконец в конце октября прошлого года полицейским было предъявлено обвинение. В Володарский районный суд дело попало только в апреле этого года, за несколько дней до истечения срока давности.
В мае один из подсудимых, Виталий Стариков, попросил суд прекратить в отношении него уголовное преследование. Так как срок давности истек, судья удовлетворила ходатайство. На скамье подсудимых остался один — кстати, ныне действующий сотрудник полиции — Олег Каштанов. Но и он в случае обвинительного приговора наказания избежит.
— Россия повторно нарушила право нашего заявителя на эффективное следствие, в связи с чем мы вновь направили в его интересах жалобу в Страсбург, — заявила Екатерина Ванслова.