Олега Сорокина обвиняют в получении взятки в особо крупном размере и вместе с бывшими следователями Евгением Ворониным и Романом Маркеевым — в похищении человека. В 2003 году в покушении на тогда еще предпринимателя Сорокина обвинили вице-спикера областного Заксобрания Михаила Дикина и его брата Александра — подполковника милиции, начальника штаба Приокского РОВД. Мотивом преступления объявили битву за имущество завода «Старт» (сейчас на этом месте ТЦ «Этажи» и ТЦ «Белинского-61»). Братья получили 15 и 14 лет колонии соответственно, но в 2016 году оба были освобождены условно-досрочно.
Обвинение Дикиных строилось в том числе на показаниях бывшего охранника Михаила — Александра Новоселова. Тот сразу же заявил в прокуратуру, что признания дал под пытками. Их якобы выбивали в лесу двое сотрудников МВД и сам потерпевший. В возбуждении уголовного дела Новоселову отказали. Сцену в лесу назвали «следственным экспериментом», а гражданского участника — «сотрудником, загримированным под внешность Сорокина О.В.».
В 2013 году Европейский суд по правам человека подтвердил, что пытки имели место, и присудил охраннику компенсацию от государства в размере 27,5 тысячи евро. Позднее Верховный суд реанимировал дело, связанное с расследованием покушения на Олега Сорокина.
Еще один эпизод, который вменяют Сорокину, относится к периоду, когда он был главой Нижнего Новгорода. В интересах «дружественной» компании «Инградстрой» для получения 4,5 миллиона кв. м под жилую застройку другому участнику аукциона — фирме «Вектрон» — был предложен один миллион долларов США «отступных». Посредник Мансур Садеков признался, что действовал по просьбе Олега Сорокина.
В июне 2017 года «Столица Нижний» начала продажу квартир в строящемся на этих землях жилом комплексе «Новая Кузнечиха».
В ноябре расследование уголовного дела было завершено и дело было передано в суд. Предварительное слушание проходило два дня (19 и 20 ноября) в закрытом режиме. Итогом стало продление срока ареста до 2 апреля.
Первое рассмотрение дела по существу состоялось 26 ноября. Защита Сорокина ходатайствовала о предоставлении дополнительного времени для ознакомления с материалами дела. Суд удовлетворил просьбу частично. Вместо 50 дней на ознакомление предоставили три дня.
29 ноября заседание также не зашло дальше ходатайств защитников. Один из обвиняемых — Маркеев — отказался от своего адвоката в здании суда, и рассмотрение отложили на неделю.
Все новости по делу Сорокина читайте в нашем специальном разделе.
Заседание, которое должно было начаться в 10:00, по традиции задерживают. В холле суда толпятся журналисты и близкие, пришедшие поддержать подсудимых.
Всех пустили в зал.
На прошлом заседании Сорокин пожаловался, что чувствует себя неуютно в клетке под прицелом камер. До начала судебного заседания он уже был в зале и до прихода судьи его снимали на фото и видео. При этом против съёмки самого судебного заседания обвиняемый не возражал. В этот раз его мнение, кажется, учли. Журналисты попытались снимать зал, но наткнулись на протесты.
— Мы не давали разрешения на съёмку. У вас есть персоны, их и снимайте, — заявила тёща Сорокина Елена Нагорная.
Сегодня на процесс пришло много людей. Некоторые стоят. Непонятно, как будет решаться этот вопрос.
Судбное заседание началось.
Внезапный поворот. Защита Маркеева заявляет отвод судье Кислиденко. Зал хлопает. Судья удаляет весь левый ряд, где хлопали. Представителей СМИ, к счастью, оставили.
Всего зал покинули около 20 человек. Заседание продолжается. Защитники Сорокина поддерживают ходатайство об отводе судьи. Воронин поддерживает ходатайство.
Александр Новосёлов и его представитель, юрист «Комитета против пыток» Сергей Шунин возражают. Считают, что нет оснований для отвода судьи.
— На 28 мая суду были представлены убедительные доказательства, чтобы на досудебной стадии решить, оставаться им под стражей или нет. Полагаю, что никаких данных, свидетельствующих о необъективности судьи, нет, — заметил прокурор.
Обвинение просит отказать в ходатайстве.
Судья удаляется в совещательную комнату.
К Олегу Сорокину подходят слушатели из зала. Несмотря на стекло, он перебрасывается с ними несколькими фразами. Затем подсудимый поговорил с защитником.
Адвокат Сорокина Богдан выступает с возражением. Он также просит внести в протокол решение об удалении из зала суда всего левого ряда.
Суд разбирается, почему у Маркеева нет адвоката по назначению. Дело в том, что во время прошлого заседания он отказался от своего защитника и ему было дано время, чтобы подсудимый смог заключить договор с адвокатом Галиной Соршневой и чтобы ему предоставили защитника по назначению. Вместо этого Маркеева защищают два нанятых защитника. У прокурора есть вопросы по поводу того, почему решение суда об адвокате по назначению не было выполнено. Защитники Сорокина отмечают, что при наличии двух защитников это ни к чему.
Если есть соглашение с адвокатом, то государство не вправе навязать защитника по назначению. Об этом со ссылкой на Конституционный суд говорит один из адвокатов Сорокина.
— Мы сидим, как в аквариуме, ничего не слышно, — говорит Маркеев. — Я слышу только защитников. Гособвинителя и так называемых потерпевших я не слышу.
— Что конкретно вы не услышали из ходатайства государственного обвинителя? — спрашивает судья.