Все новости
Все новости

«Пропал ребенок». Репортаж с учебных поисков «ЛизыАлерт» о том, как обычные люди ежедневно спасают жизни

Добровольцы искали восьмилетнюю Полину с помощью кинологов, беспилотника и «Лис»

Во время учебных поисков добровольцы «ЛизыАлерт» искали двух пропавших бабушек и восьмилетнюю девочку Полину

Поделиться

Пропал ребенок. Восьмилетняя девочка Полина отдыхала с мамой за городом в детском лагере «Солнышко». Вечером она играла с другими детьми на площадке, мать ненадолго отвлеклась, а когда решила позвать Полину, девочки уже не было на месте.

Конец у этой истории мог быть любой. Но, к счастью, так начались учебные поиски у нижегородского поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». За основу взяты реальные события, которые произошли в разных регионах страны. О том, кто, как и почему ищет людей — в материале NN.RU.

Точка поиска — лес


Детский лагерь «Солнышко» находится в Богородском районе в часе езды от Нижнего Новгорода. Сегодня весь день добровольцы «ЛизаАлерт» проходят обучение. Им рассказывают, как ориентироваться в лесу, правильно его прочесывать во время поиска, как взаимодействовать с кинологами и обращаться с рацией.

Поделиться

На входе стоит полевая кухня МЧС. Елена с позывным Рика всех приглашает на обед. Дают суп с рыбными консервами, полевую кашу и сладкий чай. Кто-то из добровольцев в ожидании трапезы шутит и называет Рику кормящей матерью и главной по тарелочкам. Еще бы, попробуй накормить такую толпу — человек 100, не меньше. К слову, на ярко-оранжевых куртках добровольцев написаны их позывные, и чаще друг к другу они обращаются именно так.

Поделиться

Пропала Полина

После захода солнца начинаются учебные поиски. По легенде, в лесу пропала восьмилетняя Полина. В палатке развернут штаб, где уже закреплены карты местности. Там сидят инфорг Мария (с позывным Педагог) — человек, который собирает информацию от близких потерявшегося, и координатор Иван (с позывным Дегустатор) — тот, который решает, где и как его нужно искать.

Добровольцы — люди абсолютно разные, среди них есть те, кто ездит постоянно, а есть те, кто время от времени помогает поискам. Поэтому перед началом, как и в реальной ситуации, каждый должен записаться, получить рацию, фонарик и аккумуляторы. Там же регистратор формирует «лису» — на сленге поисковиков так называют отдельные отряды из общего числа приехавших добровольцев, которые отправятся в лес.

Все звонки о потерявшихся людях поступают на горячую линию «ЛизыАлерт». Если пропал ребенок до 11 лет, то его родителей сначала должен опросить специально подготовленный человек — детский прозвонщик. У него должна быть устойчивая психика и большой опыт в работе с шокированными родителями. На всю страну в «ЛизаАлерт» таких людей всего 15. В Нижегородской области это Татьяна, которая носит позывной Хирург.

Татьяна с позывным Хирург — первая, кто общается с шокированными родителями после пропажи их ребенка

Татьяна с позывным Хирург — первая, кто общается с шокированными родителями после пропажи их ребенка

Поделиться

— Родственники могут сильно переживать в тот момент, и с ними нужно разговаривать очень аккуратно. Такому методу специально обучают на курсах, — рассказывает Карамба (в жизни — доброволец Мила), стоя у штабной палатки.

Дальше заявка на поиск от прозвонщика передается в региональный отряд. Инфорг Педагог разговаривает по телефону с мамой Полины. Ей нужно выяснить, когда женщина видела дочь в последний раз, во что девочка была одета, есть ли у нее особые приметы, и даже спрашивает про привычки и характер Полины. Параллельно с этим поиски уже ведут два кинологических расчета со следовыми собаками.

— Что-то я нервничаю, — говорит Педагог.

— Не переживай, делаем всё как обычно, — ободряет ее Таня Тайга.

— Кинологи с собаками у нас ушли, вещи ребенка взяли у мамы. Открыли сбор на поиск в рабочем чате, дали добровольцам координаты штаба и частоту радио, — повторяет вслух координатор этого поиска Иван Дегустатор.

Иван Дегустатор (на фото справа)

Иван Дегустатор (на фото справа)

Поделиться

«Женского голоса она испугается меньше»


Спустя час две собаки взяли след возле леса. В этом месте предположительно может быть Полина. Координатор решает отправить в это место добровольцев отряда, чтобы те прочесали лес.

— Осматриваете этот квадрат, работаете на отклик. Важно, чтобы ребенка звали женским голосом, так выше вероятность, что Полина испугается меньше. Как прибудете, сообщите по рации, — говорит Дегустатор старшему по группе «Лиса-1».

В лесу группа добровольцев ребенка не нашла.

— Так, у нас позвонил свидетель. Он увидел в интернете информацию о поиске и сказал, что видел похожую по описанию девочку на трассе, — говорит инфорг.

Координатор сверяется с картой, рации начинают разрываться. Группа «Лиса-2» на место прибыла, «Лиса-1 закончила поиск, возвращаемся».

В такой суматохе проходит несколько часов. Добровольцы продолжают прочесывать те места, на которые указали собаки кинологов и свидетель.

Время близится к полуночи, однако Полину найти не удается. На ее поиски направляют беспилотник с тепловизором.

«Чей-то ребенок сидит в лесу, замерзший, напуганный»


Внедорожник с пассажирами в салоне остановился на дороге возле поля. Из машины вышел доброволец отряда, запустил дрон. На экране черно-белая картинка, где некоторые объекты светятся белым — излучают тепло. Ориентироваться по такому изображению довольно сложно, нужен опыт, поскольку теплыми точками может быть бетонная стена, нагревшаяся за день, кусок резины, лужа.

Одна точка ярче остальных и вроде бы по очертаниям похожа на человека. Едем к ней, пробираемся через лес, зовем Полину, но наша цель оказывается всего лишь муравейником. Объехали несколько теплых мест. Ничего.

Через два часа небо откроется, и свой дрон сможет запустить Анна с позывным Сова. Ее беспилотник обычный, без тепловизора, и запускать его имеет смысл, только когда на улице достаточно светло.

Анна с позывным Сова

Анна с позывным Сова

Поделиться

Солнце понемногу начало подниматься, поиски восьмилетней Полины шли шестой час.

— Когда меня спрашивают, зачем я этим занимаюсь, то всегда отвечаю, что мои дети дома. А другой ребенок в эту минуту сидит где-то в лесу, замерзший и напуганный. Если я не поеду на поиски, конечно, это сделает кто-то другой, но я с дроном могу проверить большое поле примерно за час, а ходить по нему пришлось бы раза в три больше, — отвечает девушка с дроном.

— Нашли кого-нибудь?

Добровольцы качают головой.

Дурацкий, но важный вопрос

За время поиска они осмотрели всю территорию лагеря, несколько квадратов в лесу, залезли в каждую палатку, чтобы проверить, не забралась ли девочка туда, и даже разбудили одного из кинологов, чтобы еще раз выяснить, когда он видел девочку в последний раз.

К этому времени проснулись дети, которые играли с Полиной на площадке.

— Она перед ужином играла с собакой, потом ела мороженое, которое ей дала какая-то тетя, и больше мы ее не видели, — рассказывают ребятишки.

Кем могла быть эта женщина, с которой, возможно, ушла Полина?

— Вы забыли задать один главный вопрос! Он дурацкий, но важный. Как только поймете, найдете ребенка за 10 минут, — говорит Дегустатору детский прозвонщик Татьяна Хирург.

Он садится перед матерью девочки и снова начинает ее опрос: ссорилась ли она с дочерью недавно, мог ли ее забрать папа из лагеря или она сама уйти. На все вопросы мать отвечает отрицательно.

И вот главный вопрос:

— Живет ли кто-то из родственников поблизости?

— Да, моя мама, бабушка Полины живет в соседней деревне. Мы с ней в плохих отношениях, не общаемся, — ответила женщина.

Тут же парень срывается с места, бежит к картам и отправляет по нужному адресу группу добровольцев на машине. Через несколько минут они объявляют по рации, что нашли ребенка.

Всего в 2021 году «ЛизаАлерт» получила 859 заявок на поиск людей в Нижегородской области. 678 человек добровольцам удалось найти живыми, еще 70 — погибшими. 16 человек остались ненайденными. 44 заявки не подтвердились, по пяти случаям они были направлены в «Жди меня». Еще в 20 случаях пропавшие люди были доставлены по месту проживания, найдены родственники 23 человек, установлена личность троих человек. С начала 2022 года добровольцы получили 259 заявок на поиск, 213 человек нашли живыми, 9 — погибшими, а 12 человек не найдены до сих пор. В остальных случаях 10 заявок не подтвердились, в 10 случаях найдены родные, установлена личность троих и два человека были доставлены домой.

«Хотя бы не трачу время впустую»


Поиски восьмилетней девочки шли больше восьми часов. Всё это время добровольцы, самые обычные люди: врачи, строители, маркетологи — не спали. Они всю ночь искали Полину в холодном лесу и мокрой траве.

— Нас изначально спутали показания кинологов, две собаки указали не то место, где был ребенок, и мы много времени потратили на обследование той территории. Версий о пропаже было много, начиная с того, что ребенок ушел сам, и заканчивая криминалом, такое тоже случается, — объясняет Дегустатор.

По его словам, одной из ошибок этого поиска было то, что в штабе не уделили должное внимание мелочам — неверно записали населенный пункт при опросе, где живет бабушка девочки. К тому же не стали проверять по картам, существует ли он вообще.

— Большинство из тех, кто занимается поиском, говорят, что это благородно. Я года два тоже так думал, но в один момент понял, что я делаю это из-за эгоизма. У меня много свободного времени, так я хотя бы не трачу его впустую, — говорит поисковик.

По теме

  • ЛАЙК7
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter