Воскресным вечером 15 сентября Городецкий район в Нижегородской области окутал едкий дым: загорелся крупный мусорный полигон компании АО «Ситиматик Нижний Новгород». С проблемой разбираются вторые сутки, и пока что перспектив ликвидировать пожар площадью 35 тысяч квадратов в ближайшее время не наблюдается. На месте работает около сотни пожарных, также им помогают добровольцы из ближайших населенных пунктов — нижегородцы подвозят воду и помогают с оборудованием. Корреспонденты NN.RU отправились на место событий, чтобы выяснить, насколько пожар на мегасвалке опасен для жителей.
Пожар на мусорном полигоне под Городцом начался в пять часов вечера в воскресенье. О нем сообщили сами сотрудники свалки, и, не дожидаясь прибытия МЧС, начали тушить огонь. Оперативно решить проблему не удалось: через несколько часов площадь пожара достигла 20 тысяч квадратов, а к ночи — 35 тысяч.
Мы прибыли на полигон утром 16 сентября. Проходить решили через дыру в ограждении, полагаясь на то, что нас выведет под ручки охрана — до этого интересующихся уже прогнала охрана. Впрочем, позже выяснилось, что можно было пройти и через главный ход, а наши опасения были напрасны.
Полигон окружен сетчатым забором по периметру, и нам пришлось пройти через поляну борщевика, чтобы найти дыру. Окружающий лес выглядит вполне обычным, кроме одного довольно большого участка в 2,8 гектара. Гнилые березы без листьев, переломанные стволы и почти полное отсутствие больших кустарников — это, по версии Росприроднадзора, последствия утечки фильтрата.
Запах гари чувствуется на большом расстоянии от полигона, и чем ближе к месту, тем сильнее.
— Ничё, свыкнетесь, — сказал пожарный без маски, прошедший мимо нашей группы.
Спасатели работают почти без всякой защиты легких: маски и респираторы валяются у дороги на траве, рядом с одеждой. Дмитрий Левашов, дзержинский эколог, от такого зрелища пришел в шок. Его реакция подкрепилась данными газоанализатора:
— Есть угарный газ, есть диоксид серы, есть формальдегид и метан. Хотя если подойти к пожарному — там будут гораздо более высокие показатели. Видите, как его накрывает дымом?
Однако газы не самое страшное: в результате горения в атмосферу попадают и тяжелые металлы. Пожарные тушат огонь дренажной водой с фильтратом прямо со свалки, чтобы сэкономить время. Естественно, это не делает работу спасателей безопаснее.
— Фильтрат — это жидкий отход, который образуется в результате попадания атмосферных осадков, прохождения их через полигон и насыщения токсичными металлами. Про ртуть говорить не будем, а в основном у нас что? Никель, цинк, кадмий. Это содержимое аккумуляторов или батареек. Свинец, конечно, тоже есть, но он в основном идет на переплавку, — пояснил Левашов.
Такой дым очень опасен: по оценке эколога, человеку требуется полчаса, чтобы отравиться. Сами пожарные проводят за работой по пять часов и более.
— Только приехали. Работаем посменно, — коротко обрисовал ситуацию пожарный.
— В чем заключается сложность?
— Неизвестность.
Использовать тяжелую технику при ликвидации на полигоне нельзя, так как есть риски провала грунта. Основной пожар идет не снаружи груд мусора, а внутри, на серьезной глубине. Измерить ее можно специальным щупом, но пока что замеры не проводились. Использовать пожарную авиацию в таких случаях не предусмотрено. Кстати, эвакуировать ближайшие деревни власти не планируют.
На место также прибыл глава Городецкого района Александр Мудров. Днем ранее он объявил о наборе волонтеров в группу помощи. Они занимаются обслуживанием мотопомп, но к фронту работ не допускаются. По словам чиновника, сейчас делается всё, чтобы устранить открытое горение:
— По состоянию на ночь ситуация с площадью возгорания не изменилась. По-прежнему мы ведем речь про 35 тысяч квадратных метров. Увеличили количество техники, которая сейчас работает на всех картах (котлован, куда скидывают мусор. — Прим. ред.), охваченных огнем.
Мудров обрисовал три основных фронта работ: проливка видимого возгорания, отсыпка грунта, в том числе карт, не задетых огнем, и увеличение противопожарного разрыва, чтобы не загорелся лес. Акцент делается именно на отсыпке грунта, поскольку это наиболее эффективный метод. О конкретных причинах вспыхнувшего пожара пока что не сообщается.
— Предварительную причину сейчас назвать не могу. Звучат мнения, что произошло самовозгорание. Но хочу сказать, что компетентная служба сейчас занимается выяснением всех обстоятельств дела. После этого можно будет уже делать выводы о конкретных виновных и о причинах возгорания, — сказал глава района.
На месте оказался и генеральный директор АО «Ситиматик Нижний Новгород» Алексей Степанов — именно эта организация обслуживает полигон. Мнение руководителя компании совпадает с позицией Мудрова, однако «Ситиматик» планирует подробно изучить камеры видеонаблюдения. Напомним, в начале августа Росприроднадзор начал проверку полигона по сообщениям местных жителей о гибели леса из-за фильтрата. По мнению Степанова, эти заявления и произошедший пожар никак не связаны:
— Вытекает не фильтрат, а сточные воды. Проверка проводилась не из-за этого. Была плановая проверка, она прошла. Посмотрим, как они рассматривают нас по судебной ситуации, данные заключения. Ну а дальше, скажут, что и как происходит, что нарушали, а что не нарушаем.
Жители сёл и деревень неподалеку от полигона ощутили «аромат» еще вечером 15 сентября: из-за ветра нижегородцы периодически чувствуют едкий запах гари, который просачивается и в подъезды, и в квартиры. Например, сельчане в Смольках уже второй день не открывают окна.
— Я вчера была на огороде, — рассказала нам жительница села. — Гляжу, что-то странное происходит: столб дыма. Запах почувствовала в четыре или пять вечера. Мне потом говорят, свалка горит. И вот все тут стали собираться, поехали туда тушить. У меня в семье тоже поехали. Сейчас вроде ветер поменялся. У нас здесь работает магазин, там вообще очень сильно воняло. Первый раз такое.
NN.RU продолжит следить за развитием событий.
Компания «Ситиматик» управляет двумя полигонами в Городецком и Балахнинском районах и мусороперегрузочными станциями. Все комплексы были построены по концессии с нижегородскими властями. На компанию не раз жаловались, а Росприроднадзор нашел серьезные нарушения.