Адвокат до сих пор не может связаться с Заремой Мусаевой, которую несколько дней назад насильно привезли из Нижнего Новгорода в Чечню, сообщил NN.RU член СПЧ Игорь Каляпин. По словам эксперта по Кавказу Григория Шведова, сгладить конфликт между главой Чечни Рамзаном Кадыровым и семьей Янгулбаевых возможно только после вмешательства Кремля.
Напомним, 20 января чеченские полицейские насильно увезли из квартиры в Нижнем Новгороде Зарему Мусаеву — жену федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева. Поводом для этого послужило то, что женщина якобы является свидетелем по уголовному делу о мошенничестве. На следующий день Рамзан Кадыров заявил, что считает всю семью Янгулбаевых «пособниками террористов». В понедельник стало известно, что Мусаева арестована на 15 суток якобы за нападение на полицейского.
Ранее также было известно, что у Мусаевой, которая страдает диабетом, появились симптомы коронавируса. Женщина сдала ПЦР-тест на COVID-19, но получить результат не успела.
Надавить на семью
— Сбываются наши самые мрачные опасения. Как мы и предполагали, Зарему в Чеченскую Республику доставили вовсе не для того, чтобы допросить в качестве свидетеля, а чтобы удерживать в качестве заложника и надавить на ее младшего сына Ибрагима, который за границей пишет непотребные тексты (в телеграм-канале) про чеченских силовиков… Они действительно дурацкие и оскорбительные, но Кадыров, следуя своей традиции, всех родственников сразу под одну гребенку записывает в террористы, — сказал руководитель Комитета против пыток (организация признана иностранным агентом в РФ) и член Совета по правам человека при президенте РФ Игорь Каляпин.
Он уточнил, что возможно и то, что в отношении Мусаевой будет возбуждено сфабрикованное уголовное дело, чтобы надолго задержать ее на территории Чечни. При этом вмешиваться в эту историю не будут ни МВД, ни СК, ни ФСБ.
По словам министра Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмеда Дудаева, Мусаева находится в спецприемнике. Однако, как рассказал Каляпин в прямом эфире телеканала 360, адвокат не может связаться со своей подзащитной, в спецприемнике Мусаевой нет.
Остановить Кадырова может только Кремль
Как сказал эксперт по Кавказу и главный редактор издания «Кавказский узел» (организация признана иностранным агентом в РФ) Григорий Шведов, вряд ли женщину отпустят домой раньше, чем истечет ее срок административного ареста в 15 суток.
— Этот конфликт идет по нарастающей… Очевидно, пока идет эскалация, нет оснований ждать, что она будет прекращена без вмешательства Кремля, — прокомментировал он.
Шведов добавил, что видеозапись, на которой Мусаева сообщает, что с ней всё в порядке, является «тревожной». «Мы не раз видели такие записи из Чечни. После одного похожего видео один чеченский певец пропал и не найден до сих пор, а на видео он рассказывал, что с ним всё в порядке», — сообщил Шведов.
Он добавил, что почти шесть лет назад, в апреле 2015 года, полицейские Ставропольского края проводили спецоперацию на территории Чечни. Тогда Рамзан Кадыров заявил о том, что подобные мероприятия силовики из других регионов на территории республики проводить не могут. В противном случае по ним будет открыт огонь на поражение.
«Ушли в глухую тишину»
Корреспондент NN.RU в понедельник весь день пытался связаться с уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике Мансуром Солтаевым, однако застать его на рабочем месте не удалось.
Как сообщил в эфире телеканала 360 Дудаев, чеченские правоохранительные органы в Нижнем Новгороде не нарушили законодательство России. Но Игорь Каляпин в прямом эфире заявил, что усмотрел в действиях чеченских силовиков минимум 10 нарушений: например, они незаконно проникли в квартиру федерального судьи. Ранее на телеканале «Дождь» (организация признана иностранным агентом в РФ), он сообщал, что правоохранительные органы имеют право работать на территории другого региона по согласованию с местными силовыми структурами.
В телеграм-канале Комитета против пыток появилось видео с камер наблюдения у дома судьи, на котором Зарему ведут босиком по снегу от подъезда до машины.
По словам старшего сына, Абубакара Янгулбаева, запросы адвокатов и заявления правозащитников в Чечне игнорируют. «Они ушли в глухую тишину и просто не отвечают даже на звонки», — сказал он.
О том, в каких условиях находится Зарема Мусаева, до сих пор не знают ни члены семьи, ни правозащитники, ни журналисты. NN.RU продолжает выяснять, где именно находится женщина. Надеемся, это станет известно в ближайшее время.
Напомним, ранее мы публиковали подробный рассказ о конфликте Рамзана Кадырова с семьей Янгулбаевых.