Недвижимость Город Город, который нам не принадлежит

Город, который нам не принадлежит

Нижний может быть приветливее и уютнее

Андрей Осипович Карелин/Русский музей фотографии

Карта Нижнего Новгорода в представлении пешеходов довольно скучна и однообразна: спальные районы, торговые центры, дороги и небольшие зеленые участки (парки), где, действительно, можно отдыхать. Создается впечатление, что наш город нам не принадлежит.

В конце июля в Волго-Вятском филиале Государственного центра современного искусства прошел семинар: «Урбанистические истории Нижнего: городские праздники и трансформация перемещений». Архитектурный критик Марина Игнатушко поделилась своими соображениями о том, почему среда нашего обитания некомфортна и насколько удачны попытки горожан её под себя «приспособить». Редакция NN.RU публикует выдержки из её выступления.

Два разных города

Сайт "Группы ГАЗ"
Галина Малова

«Вот две фотографии. Первая, сделанная на рубеже XIX-XX веков в Нижнем Новгороде, напоминает мне о рекламе компании Virgin в лондонском метро. В рекламе говорится, что Virgin предоставляет пассажирам ценное время для раздумий в пути.

https://www.flickr.com/photos/tedesco57/
Любовь Игнатушко

Второй снимок сделан примерно с того же места, в 1960-70-е годы в Горьком. На нем видно, как люди идут привычными маршрутами, проложенными в городе: демонстрация заканчивалась на Московском вокзале.

wikimedia.org

Две эти фотографии – совершенно разные возможности проявления людей в городе. На Днях архитектуры мы описывали словами возможности, которые предоставляет город. Оказалось, что они выстраиваются в очень несложный ряд: спальные районы, деньги, делать дороги, пути, по которым мы идем на работу, – и очень немного возможности погулять (парки). В реках, как обычно, купаться запрещено».

Лимитированное пространство

«Однажды в рамках дней архитектуры мы совершили ночной дрейф, чтобы понять, что из себя представляет город, какие возможности горожанам он дает. В полночь мы двинулись по маршруту: ДК «ГАЗ» - Здание управления РЖД. Мы выбрали ночное время, чтобы можно было своим телом прочувствовать это пространство. Это пространство оказалось очень жестким, лимитированным. Если ты пошел, ты уже не можешь остановиться, свернуть, раствориться, исчезнуть.

В советские годы работники Автозавода выдвигались в том же направлении. Но, как правило, они долго стояли на остановках и ждали транспорта. Советские люди не решались пойти пешком, хотя расстояния были вполне пригодны для небольшой пешеходной прогулки после работы. Привычка стоять, ждать была у этих людей в крови и объяснялась совершенно понятно. Рекомендации, как жить, что делать, были спущены сверху, были уложены в рамки, в том числе планировочные».

Позитивный опыт Парижа

«Сразу вспоминается известная градостроительная история, связанная с именем французского государственного деятеля барона Османа (Жоржа Эжена Османа). С его подачи в конце XIX века началась масштабная перестройка Парижа, в ходе которой, в частности, появились протяженные бульвары. Осману принадлежит первый проект, когда пешеходу предложили целую панораму видов. Этот проект значительно изменил поведение людей в городе. Парижские бульвары давали возможность «в людях» (наряжаться, встречаться, гулять) и «в стороне». В воспоминаниях людей, живших в то время, отражена мысль, что отныне город принадлежал тем, кто был пешеходом. К сожалению, наш город для этого пока не приспособлен.

В Нижнем Новгороде бульваров по пальцам пересчитать: Юбилейный в Сормове, Заречный – в Ленинском районе и Мещерский - в Канавинском. В нагорной части города их вообще нет. Ещё в советские годы был создан проект Октябрьского бульвара, который до сих пор не построили. По сути, он будет представлять собой не бульвар, а магистраль.

Что касается дорог, то их у нас стремятся расширить, а вот тротуары не расширяют. Хотя, к примеру, на участке от остановки (я живу на станции метро «Заречная») до моего дома пешеходная часть настолько узкая, что по ней может пройти только один человек. О том, чтобы на этом тротуаре люди встретились, постояли и хотя бы минуту пообщались, не идет и речи».

Театр, выросший из баржи

«В 2007 году в Нижнем Новгороде побывал австрийский архитектор Михаил Унтертрифаллер. Он рассказывал про Боденское озеро (в Австрии) с плавучей сценой, на которой «вырос» оперный театр. Этот театр был послевоенной инициативой горожан: они устраивали концерты на старой барже. Постепенно концерты стали традицией, а затем появился театр, для которого построили сцену.

Конечно, в Нижнем Новгороде также существуют определенные формы «присвоения» города. В 2014 году в Дни архитектуры мы организовали соревнования, участники которых должны были пробежать мимо зданий архитектурного рейтинга: найти необходимые объекты, почувствовать расстояния. В Александровском саду проводились состязания по скандинавской ходьбе, велосипедные прогулки. Традицией стал летний проект «Йога на Волге»: люди занимаются спортом на плавучей сцене «Рыба». Сейчас есть огромное количество различных предложений от инициативных людей, которые водят по городу экскурсии. В ресторане Monet проходил проект «Внеклассные чтения», в кафе «Безухов» - «Еда и культура». В июле этого года на Звездинке проходил фестиваль, где котором нижегородцев бесплатно учили различным танцевальным стилям.

В свое время сквер на площади Свободы был пристанищем всероссийского гражданского движения «Стратегия 31». В течение полутора-двух лет там происходили достаточно яркие и драматические события.

Ещё один хороший пример - когда художники и архитекторы рассуждают об эволюции пространства, проект на Стрелке под руководством французского художника Ксавье Жюйо. Он стремился получить в этом пространстве новые формы, подумать, что на Стрелке можно строить, как и нужно ли это делать вообще. Когда мы проводили с ним эксперимент, то обращались к имени Ростислава Алексеева – человека, который укрощал стихии и создавал шедевры технической мысли».

Конфликт интересов

«Стрелка – символическое для города место. Но сейчас оно выглядит так, как будто мы запутались во всех временах. Строится футбольный стадион - совершенно космополитический объект. Все вокруг него будет заасфальтировано и покрыто плиткой (в городе самые богатые люди – строители дорог). Появится некая новостройка, но поначалу на неё денег вообще не будет. Воссоздание старинной застройки, о которой нам говорит Сергей Попов (главный архитектор Нижегородской области – NN.RU), - это маленькие домики около собора Александра Невского. Больше, по сути, ничего не остается.

Мероприятия в парках и на улицах города (фестивали, праздники), в основном, устраивают предприниматели. Плохо, что они используют такую территорию независимо от её атмосферы, назначения, смысла. Так, 1 мая этого года на площади Максима Горького спокойно жарили шашлыки. Всем известно, что в Автозаводском парке планируется строительство аквапарка. Ранее говорили о строительстве торгового центра в Дубках и в сквере на площади Максима Горького. Самый ужасный пример – Парк 1 Мая, в котором не осталось зелени: все закатали в асфальт. Остальное – масса аттракционов, а также достаточно страшных и странных вещей. Вдоль центральной аллеи размещены изображения известных нижегородцев с цитатами, как бы индульгенция на то, что там наделали.

Нам очень не хватает контроля над средой своего обитания. Новость о создании океанариума с парком развлечений – пример того, что мы никак не можем на это повлиять: решения принимаются на самом высоком уровне и непонятно, что с этим делать. Урбанист Святослав Мурунов, который дает разным городам «рецепты развития», ищет местные сообщества, с помощью которых это можно сделать, сказал: «У нас есть отдельная тема, как сконструировать субъекты из неформальных городских сообществ, как запустить систему, которая запустила бы изменения в городе». Так что нам просто остается дождаться его следующего визита».

Фото: 1. Андрей Осипович Карелин/Русский музей фотографии 2. http://www.nizhnyfoto.ru/ 3. Галина Малова 4. https://www.flickr.com/photos/tedesco57/ 5. Любовь Игнатушко 6. wikimedia.org

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Форумы
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Транспорт по ощущениям стал еще хуже». Нижегородка переехала во Владимир и вернулась 11 лет спустя — колонка об изменениях
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления