Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) оценил перспективы стоимости высокоскоростной магистрали «Москва — Нижний Новгород — Казань». Говорят, что если и дальше оттягивать, то строительство ВСМ России будет не по карману.
По версии института, дальнейшей сдвиг реализации проекта в горизонте 12 лет может привести к его удорожанию более чем в 2 раза относительно условий, которые были заложены в 2013 году. Эксперты считают, что решение о начале строительства ВСМ нужно принимать в ближайшее время, так как проект может принести значительные положительные эффекты для экономики и создать меньшую нагрузку на государственный бюджет, чем при дальнейшем откладывании его запуска.
Расчеты ИПЕМ представил гендиректор института Юрий Саакян на состоявшихся 31 мая слушаниях в Общественной палате РФ, посвященных состоянию и перспективам скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране. В мероприятии также приняли участие представители Совета Федерации, Министерства транспорта РФ, ОАО «РЖД», региональных органов власти, науки, отраслевых объединений и исследовательских центров.
Активная работа по проекту высокоскоростной железнодорожной ветки (ВСМ) «Москва — Казань» ведется уже более 5 лет. По оценкам ИПЕМ, за период с 2013 до 2018 года стоимость проекта увеличилась на 600 млрд рублей — с 1,1 трлн до 1,7 трлн рублей (расчет производился в прогнозных ценах на сырье, материалы, услуги и проч. на соответствующий год запуска строительства).
В случае дальнейшего переноса сроков начала строительства ВСМ « Москва — Казань» стоимость проекта будет расти темпами не менее 50–60 млрд рублей в год, что может привести к удорожанию запуска проекта в 2025 году до 2,1 трлн рублей (рост на 90% относительно стоимости проекта в 2013 году), в 2030 году — до 2,4 трлн рублей (рост на 118% относительно 2013 года).
— Проект ВСМ «Москва — Казань» необходимо сдвигать с мертвой точки. По нашим оценкам, он будет операционно прибыльным, а государственное финансирование на стадии строительства существенно улучшит показатели, заложенные в его финансовой модели, — заявил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. — При этом реализация проекта должна не только учитывать задачи улучшения имиджа России и повышения мобильности населения, но и обеспечение положительных эффектов для промышленности, науки и инжиниринга. Такие эффекты возможны только при условии, что технологии строительства и эксплуатации ВСМ будут максимально локализованы в России.
При этом руководство института признает, что для реализации проекта ВСМ «Москва — Казань» необходима государственная поддержка. По сведениям ИПЕМ, в странах ЕС государства путем предоставления безотзывных субсидий и грантов обеспечивали до 70% капитальных затрат на реализацию ВСМ, в Китае — 100% капитальных затрат финансировалось государством.
Фото: Наталья Бурухина
Вы также можете читать нас в «ВКонтакте» и Viber, где мы рассказываем интересные и важные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь на наши группы в «ВКонтакте» и канал в Viber.