Сегодня, 19 ноября, исполнилось 33 года со дня открытия нижегородского метро! В этот день в 1985 году запустили первый участок «Московская» — «Пролетарская». Рассказываем, как возникла идея сделать наш город более комфортабельным с помощью метрополитена, и что из этого вышло.
В 1970 году по поручению Госплана СССР московские проектные институты разработали технико-экономическое обоснование сооружения метрополитена в нашем городе — тогда Нижний Новгород ещё носил название Горький. Разрешение на проектирование первой очереди метро получили в 1973 году — в октябре этого же года началась разработка проекта.
В феврале 1975 было начато рассмотрение первых эскизов станций метрополитена, подготовленных горьковскими архитекторами — исключение составила лишь «Московская», её проектировал москвич. В ноябре технический проект первой очереди метрополитена был выполнен.
Строительство метрополитена в нашем городе началось 17 декабря 1977 года — была забита первая свая в котлован станции «Ленинская» и установлен памятный знак.
Горьковский метрополитен был создан 30 июля 1984 года — в сентябре этого же года образовали Управление, начал формироваться коллектив.
Первых машинистов подготовила Горьковская дорожно-техническая школа. Стажировка машинистов, дежурных по станции, электромехаников проводилась на Ленинградском, Московском и Харьковском метрополитенах.
В сентябре 1985 года из Москвы в Горький прибыли первые три электропоезда. 19 ноября 1985 года состоялся торжественный митинг, посвященный пуску первого участка Горьковского метрополитена — «Московская» — «Пролетарская». 20 ноября началось регулярное движение поездов на первом участке.
Даже схема, созданная уже в XXI веке, показывала радужные перспективы — речь шла о семи линиях метро! В 2018 году ввели лишь вторую ветку...
Строительство первой очереди метрополитена протяженностью 9,6 километра проходило с декабря 1977 года по август 1987 года. 9 августа 1987 года было открыто регулярное движение поездов на участке «Пролетарская» — «Комсомольская».
После этого пошла череда открытий новых станций — 20 декабря 1989 года введен в эксплуатацию участок Автозаводской линии «Комсомольская» — «Парк Культуры». Ровно через четыре года заработал участок Сормовской линии «Московская» — «Бурнаковская». Спустя почти десять лет, 9 ноября 2002 года, введена в эксплуатацию станция «Буревестник» Сормовской линии. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин уже делал заявление, что правительство рассматривает варианты по продлению метро в Сормово наземным путём.
К 2008 году строительство метромоста перешло среднюю фазу и вышло на финальную прямую. Были возведены опоры, и друг за другом возводились секции. Началась подготовка к строительству путей в сторону станции «Горьковская».
Работы по строительству станции метро «Горьковская» бесперебойно велись в течение нескольких лет. В августе 2011 года стало известно, что архитектурный проект будущей станции метро уже разработан и находится в стадии доработки мелких замечаний.
В основе дизайна «Горьковской» лежала концепция птицы буревестника. Разработчики проекта уверяли, что их вдохновила «Песнь о буревестнике» Максима Горького, разумеется, не как революционное произведение, а как символ веры в светлое будущее.
Шесть лет назад, 4 ноября 2012 года, состоялось торжественное открытие станции «Горьковская».
В мае 2015 года началось строительство станции «Стрелка».
Велось обустройство и профилирование стройплощадки, была создана монтажная камера для тоннелепроходческих комплексов, откуда 22 декабря началась проходка правого перегонного тоннеля длиной 2074 метра до камеры съездов перед станцией «Московская».
12 июня 2018 года, за несколько дней до старта чемпионата мира по футболу в России, открылась 15 станция нижегородского метрополитена «Стрелка». «Сахарный петушок для голодающего» — так обрадовались её открытию нижегородцы.
Сейчас нижегородская подземка входит в пятерку самых крупных в России (третья после Московского и Петербургского метро), насчитывая 15 станций. В планах ещё две станции — возможный срок их появления вы узнаете здесь. Мы подготовили тест — пройдите его и узнайте, как хорошо вы знаете наш метрополитен.