Экспедиция памяти Чивруайской трагедии, которую задумал и практически в одиночку организовал нижегородец Виктор Ворошилов, достигла своего кульминационного этапа. Поездка на снегоходах и подъём в горы на 900 метров получились сложными, но интересными. Виктор рассказал, как это было.
— Вчера в 7:30 был дан старт предпоследнего этапа исследовательской экспедиции в центр Кольского полуострова в Ловозерские тундры, — сообщил NN.RU Виктор. — К обелиску, установленному на месте гибели десяти студентов-лыжников из Куйбышева в далеком 1973 году близ реки Чивруай, мы добрались вдвоём с местным проводником.
За 11 часов на двух снегоходах прошли ровно 145 км. Через несколько озер, перешейков и сказочных лесов. По старой заросшей дороге геологов, железнодорожной насыпи к руднику и по берегу ручья.
Подняли стаю «белых голубей» — арктических куропаток, — напуганного глухаря и спугнули лосиху с двумя лосятами.
7 часов потребовалось для того, чтобы найти место трагедии и пройти 73,8 километра. В итоге смогли подняться на 900 метров и увидеть всё своими глазами.
Высота. Скалы. Нависающие снежные шапки. Голубой лёд в трещинах — неописуемая красота. Подвывающий ветер. Голубое небо с одной стороны и надвигающаяся зловещая чёрная облачность — с другой. Попробовал снег на вкус — вкуснейшая родниковая вода!
На всем протяжении подъёма нас согревал горячий чай из термоса, а бутерброды восстанавливали силы. И да, подогрев ручек снегохода — суперизобретение, за которое автору надо установить памятник при жизни. Забрало на шлеме, если опустить, запотевало, поэтому лицо всегда навстречу ветру. Но ветровое стекло снегохода замечательно решало эту проблему.
Разгонялись до 90 км/ч только на льду озера. Остальные участки — 20–40 км/ч. Мой снегоход два раза переворачивался, но удалось избежать травм. Только синяк под глазом от удара веткой.
Был момент, когда я от усталости хотел закопаться в снег и просто не вставать. Я сейчас понимаю тех ребят, которые на лыжах поднялись и просто выдохлись. Мы на снегоходах, нет сильного ветра, мы тепло одеты. Но идти на Чивруай — это всегда риск.
Как сказал мой проводник Михаил: «Это Север, детка!». Раньше, когда ребята шли сюда, если прошли Кольский полуостров, значит, герои. Не прошли — Кольский забрал их себе.
Когда нашли обелиск, очистили снег с мемориальной доски, я прочитал фамилии погибших туристов. И среди них — фамилию своего погибшего брата Анатолия Пирогова. Ему не исполнилось и 18 лет, когда случилась беда. Первокурсник…
Мы с Михаилом честно помянули ребят по-русски: выпили по глотку водки и оставили стаканчик с ней у подножия обелиска. Вдруг кто-то придет сюда и тоже помянет ребят.
Потом был долгий спуск на базу в Ловозеро. Сегодня днём мы отправились в город Ревду, встретились с несколькими людьми, поговорили о тех давних событиях и теперь направляемся в Мурманск.
NN.RU продолжает следить за ходом экспедиции Виктора Ворошилова.
К слову, сегодня — ровно 60 лет трагедии на перевале Дятлова. Там тоже погибли куйбышевские студенты-туристы. Российская прокуратура заявила, что снова будет расследовать это дело.