Такси давно перестало быть роскошью, но и о комфорте последнее время говорить не приходится. Сейчас большинство нижегородцев садятся в вызванную машину с опасениями, ведь случаи нападений на пассажиров участились, да и аварий с участием такси меньше не становится. А чему удивляться? По результатам проверки, проведенной нижегородской полицией и Минтрансом, 9 из 10 таксистов — нелегалы.
Сегодня пресс-служба правительства Нижегородской области озвучила крайне тревожные результаты рейда:
— В ходе рейда были проверены автомобили такси, получающие заказы через все основные агрегаторы. Результаты показали, что менее 10% водителей имеют официальное разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Кроме того, был выявлен целый ряд административных правонарушений. Отсутствовали путевые листы, предрейсовые техосмотры автомобилей и медицинские осмотры водителей. На крышах машин нет опознавательного оранжевого фонаря и графической схемы из квадратов контрастного цвета. Ни у одного из проверенных водителей не оформлено соответствующим образом ОСАГО на автомобиль, использующийся для оказания услуги. По всем фактам правонарушений были составлены протоколы об административной ответственности.
В полиции и Минтрансе не стали скрывать, что больше всего нареканий у них возникло к водителям, работающим с агрегатором «Ситимобил».
К сожалению, не все представители этого и других агрегаторов торопятся отвечать на наши запросы с просьбой прокомментировать, из-за чего сложилась такая ситуация.
На данный момент о своей работе рассказали только представители сервиса «Везёт» — и, по их словах, у них всё в порядке:
— Мы предъявляем свои корпоративные требования в рамках договора с перевозчиками-партнерами. Абсолютно все водители регистрируются и проходят инструктаж в водительских офисах. Кроме того, все перевозчики проходят регулярный и обязательный фотоконтроль, а также периодические очные встречи. При регистрации в офисе мы требуем предъявить документы, необходимые для работы перевозчиком. Техосмотр и медосмотр обеспечивают юридические лица-перевозчики — наши партнеры-таксопарки или ИП.
А вот президент «Ассоциации таксомоторных перевозчиков Нижегородской области» Сергей Бураев охотно рассказал о том, что его такие результаты ничуть не удивили, а на самом деле дело обстоит еще хуже:
— 9 из 10 — да это еще неплохо. В реальности 99% — нелегалы. Дело обстоит не просто плохо, а ужасно! Хорошо, что мы наконец провели такую проверку. Подчеркну, что она первая за 7 лет. Сейчас мы хотим, проводить их систематически, как в других областях. Причем в них должны участвовать не только представители полиции и Министерства транспорта, но и налоговики, и сотрудники УФМС. К примеру, в ходе этой проверки мы выявили водителя, который нелегально находился в России, у него вообще не было никаких документов. Представляете, куда он может вас отвезти?!
Рассказал он и о том, каким образом проводилась проверка. Забегая вперед, отметим, что никаких преференций ни для кого якобы не было:
— Да, больше всего нарушений выявили у «Ситимобил». Такова реальность на сегодня. Мы вызывали абсолютно одинаковое количество машин от всех агрегаторов, проводились проверки и непосредственно на дороге. У нас абсолютно нет цели поймать кого-то на чем-то плохом, наша цель — безопасность пассажиров.
Как пояснил NN.RU Сергей Бураев, гораздо важнее не только то, почему водители не оформляют лицензии, а то, почему агрегаторы допускают их до работы фактически без документов:
— Зачем им их делать, если и так работать можно, если их никто годами не проверяет?! Кроме того, у водителей нет даже ОСАГО для такси, а ведь это законодательно прописано. Страховку должны оформлять или в таксопарке, или сам индивидуальный предприниматель-таксист. Конечно, им не хочется больше тратиться, она ведь стоит раза в четыре дороже, а ее отсутствие никто особо не контролирует.
Представитель Ассоциации не стал скрывать, что с нетерпением ждет изменений в законодательстве. Якобы уже в этом году должны четко прописать ответственность агрегаторов перед таксистами и пассажирами. А пока в Нижегородской области планируют чаще проводить проверки таксистов.
Пока же нам — пассажирам — приходится ездить на свой страх и риск. Кстати, в нижегородском Роспотребнадзоре готовы оказать помощь в суде потребителям, пострадавшим при заказе такси:
— В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке, — конкретизировали в ведомстве.
Кроме того, пассажиры могут взыскать с таксиста компенсацию за моральный вред по ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.