Страна и мир Путешествие по Европе. 500 евро за отрубленную руку

Путешествие по Европе. 500 евро за отрубленную руку

"А" значит "Антверпен"

Галина Малова

В Бельгии мы побывали в большой и шумной столице Брюсселе, приморском городе богачей – Кнокке-Хейсте, а также «городе-призраке» Ипре, который был практически полностью уничтожен и заново отстроен после Первой мировой войны. Мы смотрели на средневековые замки в городе студентов – Генте и два дня гуляли по очаровательному Антверпену.

Во время небольшого европейского путешествия мы с сестрой поездили по Бельгии, поскольку это родина моей подруги Beatrijs De Mol. Она показала нам свою родину и рассказала много интересных и полезных историй. Без неё и её мамы Béatrice Siaens наша поездка, которая длилась около десяти дней, была бы невозможной и, конечно, не такой увлекательной.

Дорога в темноте

Мы прилетели в Бельгию поздно вечером и сразу же отправились в Антверпен, чтобы там отоспаться и прийти в себя. Домой ехали по скоростной автомобильной трассе, которая практически не была освещена. Моя подруга объяснила, что поскольку Бельгия страдает от энергодефицита, фонари включают только на самых опасных участках автомагистрали. Несколько лет назад правительство страны приняло решение отказаться от атомных электростанций, срок службы которых превышает 40 лет. Люди решение властей поддержали: они сочли, что лучше будут экономить электричество, чем жить рядом с опасным объектом. Сейчас в стране ситуация непростая. Ветряные мельницы дают недостаточное количество энергии. Наиболее перспективным считается использование солнечных батарей. Но чтобы организовать их работу, нужно время. Чиновники поговаривают о том, чтобы в период пиковой нагрузки, с 5 до 8ми вечера, отключать в городах свет.

Из всех городов, что мы посетили, Антверпен запомнился больше всего. Мы были в нем дважды. В первый раз ходили пешком, во второй передвигались на великах. У города есть свой логотип - буква "А" с лучами. Он везде: на открытках, одежде, указателях.

Между районами Антверпена курсирует низкопольный высокоскоростной трамвай. Проезд оплачивается карточкой, которую нужно поднести к считывателю (такую же АСКОП несколько лет не могут внедрить у нас, хотя это очень удобно). Водитель занят исключительно дорогой, кондуктора нет. Чтобы выйти из трамвая, нужно нажать кнопку на двери (она установлена из соображений безопасности, чтобы кто-нибудь случайно не выпал). Метро в Антверпене нет: под землей курсируют трамваи. Иногда бывают сбои, и пассажиры ждут транспорта по двадцать минут. Но при мне такого не случалось.

Антверпенский железнодорожный вокзал – настоящее произведение искусства, построенное век назад. В конце 1990-х его достроили, расширили и «углубили» на один уровень. «Подземелье» вокзала современное и минималистичное: бетонные стены с неоновой подсветкой. Старая часть вокзала – это витражи и лепнина.

В Брюсселе и в Антверпене в привокзальной зоне расположена своя «улица красных фонарей»: проституция в Бельгии легализована. Девушки, оправляющие нижнее белье, стоят в витринах, как куклы, и рассматривают прохожих. На стекле, как на коробке, приклеен стикер: «Only safe sex» («Только защищенный секс»).

Улицы в Бельгии узкие, в пригороде дома ограничены высотой двух-трех этажей (в крупных городах есть многоэтажки, крупные торговые центры). Они стоят плотно друг другу, но выполнены каждый в своем стиле. У каждого из домов, как правило, свой хозяин, которому принадлежит все от чердака до подвала. За домом расположен небольшой уютный сад. О бельгийцах говорят, что они родились с кирпичом в желудке. Каждый из них с детства мечтает о своем собственном жилье. Подруга Беатрис свой дом уже купила. Двухэтажное помещение, которое до заселения придется капитально ремонтировать на протяжении многих лет, она купила в кредит. Выплачивать его придется в течение 25 лет. Подруга возьмет ещё один заем в банке, чтобы сделать проект перепланировки и осуществить его.

Депо для спортсменов

Бельгийцы считают невозможной жизнь в городе без деревьев, цветов, кустарников, поэтому используют любую возможность его озеленить. Мне очень понравился парк в Антверпене, который разбили на территории старого железнодорожного депо (подобный проект осуществлен в центре Парижа: там железнодорожную ветку превратили в сад длиной несколько километров). В свое время порт города разросся и был вынесен за пределы центра города. Нужда в депо отпала.

Бельгийцы «выжали» из этого места максимум, превратив его в прекрасную зону для отдыха и занятий спортом. На месте рельсов и старых вагонов появились прогулочные дорожки, газоны, многочисленные спортивные площадки, турники, фонтан (летом в нем можно купаться), небольшой ресторан с террасой. Крытый спортивный зал разместился в гараже, где раньше стояли составы. Там сейчас играют в футбол и другие командные игры.

Крышу у здания сделали прозрачной, чтобы в помещение попадало как можно больше естественного света. Здание перестраивать не стали, сохранив его прежний облик.

В другой каменной постройке, которая также относится к депо, разместились детский сад и музыкальная школа. Под автомобильным мостом, который проходит над парком, обустроили площадку с бетонными фигурами для занятий экстремальными видами спорта: bmx, скейтбордингом и так далее. Рядом установили кран с питьевой водой.

Депо настолько большое, что даже после создания парка осталось много места. По словам моей подруги, на свободной площадке построят больницу. Несмотря на то, что она будет находиться вблизи оживленной автомобильной трассы, можно быть уверенным: пациенты увидят в окно самый красивый зеленый пейзаж, а шум дороги им не будет слышен.

Музей на реке

Старый антверпенский порт очень красив. В настоящее время в нем стоят многочисленные яхты, принадлежащие зажиточным бельгийцам. Торговые склады превратили в лофты. Вблизи порта несколько лет назад построили здание MAS (Museum aan de Stroom, Музея на реке). Это сооружение необычной формы, из красного песчаника и стекла. Стены здания украшены одним из национальных символов – отрубленной рукой. По легенде, рука принадлежала великану, который брал дань с каждого, кто проезжал по реке Схельде. Однажды пришел бравый солдат, который убил гиганта, а его отрубленную руку бросил в реку. Название «Антверпен» происходит от «hand werpen», «отрубленная рука». Когда власти собирали деньги на строительство музея, рядовым бельгийцам также предложили сделать свой вклад. Каждый мог внести определенную сумму (если не ошибаюсь, 500 евро) и «купить» одну из таких ручек.

Музей включает несколько выставочных залов, размещенных на пяти этажах, а также ресторан и кафе. Вход на крышу – свободный. Вверх ведут эскалаторы, что замечательно, особенно для пожилых людей, инвалидов, семей с детьми. Крыша огорожена высокими стенками из толстого стекла. Чтобы сделать фото, можно просунуть руку в круглое отверстие. Напротив музея расположена площадка с мозаикой «Череп мертвеца», созданной современным художником. Контуры скелета можно разглядеть только с высоты.

В старом порту есть кафе, которое целиком и полностью сделано из мусора. Рядом с кафе бегают куры и растут кусты, как в деревне.

На площади у Городской библиотеки - в уютном дворике с фонтаном - мы перекусили и послушали уличного музыканта. Сидевший рядом с ним парень, который пил дешевое бельгийское пиво, долго и пристально смотрел на нас, а потом с акцентом произнес: «Девчонки, вы русские? Вы такие красииивые! Давайте познакомимся!»…

Под Схельдой в 1930-е годы был проложен тоннель для велосипедистов и пешеходов. Спуститься туда можно на лифте или эскалаторе. Последний был построен в середине прошлого века и сейчас выглядит старомодно: у эскалатора – деревянные, покрытые лаком, поручни, а объявления висят в застекленных витринах с деревянными рамками. По словам подруги Беатрис, в Антверпене хотят построить ещё один подземный тоннель – исключительно для автомобилей, чтобы не загрязнять воздух в городе.

Блошиный рынок: бренд за 100 рублей

Второй день в Антверпене мы начали с похода на блошиный рынок в Staads park (Городском парке). В отличие от барахолки в Брюсселе, здесь вещи чаще всего продают не обычные торгаши, а владельцы или их друзья. Поэтому сразу видишь, что за человек носил эти вещи раньше, насколько он опрятный, модный и так далее. Публика на блошиных рынках – особенная. Часто это поклонники старины, хипстеры или просто люди, которые любят стильные вещи, но не хотят на них сильно тратиться. Есть настоящие профи, которые с одного взгляда определят, сталь перед ними или серебро, кожа или дермантин, синтетика или шерсть. Мерить вещи тут не принято (да и цена ошибки невелика), а вот обувь – пожалуйста. В общем и целом на 20 евро можно частично обновить свой гардероб: купить куртку, сумку, брюки, кофту, ботинки.Если и надо будет у них что-то отремонтировать, то по мелочи: подкрасить, подшить, подстучать.

Здесь можно найти одежду, аксессуары из натуральных материалов, брендов, которые в России известны, но стоят дорого. Многие вещи на блошиных рынках – почти неношеные. К примеру, кто-то заказал себе ботинки в интернет-магазине, а они не подошли. Мне в Европе понравилось то, что размер, указанный на одежде или обуви, точно соответствует реальному. У меня 28 размер брюк и 40-й размер ноги. Я без проблем и с огромной радостью купила кучу барахла! Несколько пар кожаных сапог, кроссовки, джинсы, сумку, куртку, кожаный ремень и много чего ещё. Конечно, понравилось, что можно вести торг. «Сколько стоят сапоги? – Восемь евро! – Пять? – Ну, семь. – Пять? – Окей, шесть. – Пять? – Ну ладно, пять, договорились». «Копию» сумки, купленной на рынке за 2 евро, мы нашли в Ипре, в обычном магазине. Стоила она, правда, 30 евро. Но была слишком новой… и без истории. Мама подруги, предполагая, что мы барахольщицы, заехала за нами на машине и забрала вещи. А мы сели на велики и отправились дальше.

Велосипедизация

Большую часть путешествия по Антверпену мы проделали на велосипедах, которые подруга взяла в аренду. По её словам, прокат велосипедов очень дешев. В день – 1 евро, в год – около 35 евро, то есть почти ничего. Велопарковки есть в разных частях города: взяв велик в одном месте, можно оставить его в другом. Первые полчаса ты ездишь бесплатно, так что, теоретически, можно экономить на аренде целый день (хотя она и так низкая). После оплаты аренды вы получаете специальный код и пароль, который вводите на велопарковке. На специальном табло высвечивается номер велосипеда, который вы можете взять. Байки крепятся к специальной стойке с электронными замками (поэтому чужие не могут украсть). Но если вы арендованный велик прозевали, придется возместиь его стоимость: 400 евро. Велосипеды хорошие, удобные, с регулируемой высотой кресла, переключателем скоростей и ручным тормозом. Для великов есть выделенные полосы на дороге либо велодорожки. Если ни того, ни другого нет, едешь по обычной автомобильной дороге, указывая автомобилистам и пешеходам, в какую сторону планируешь поворачивать.

Город с велика выглядит совершенно иначе. Это многочисленные здания, парки, люди, которые проносятся мимо тебя. Это машины, которые уступают тебе дорогу. Минус езды по старой части – конечно, брусчатка, которой вымощена проезжая часть. Кажется, что сейчас у тебя выпадут зубы. Велики, правда, достаточно прочные, колеса - с хорошими покрышками. Из-за хорошего качества и низкой арендной платы многие бельгийцы продают свои байки и переходят на чужие. Так они, кстати, берегут и свои нервы. У многих жителей этой страны байки стоят под 5000 евро. Конечно, если нет специальной парковки, можно приделать велик к дереву, забору или столбу. Но даже два замка, установленные на нем, могут ворам не помешать.

Бельгийское правительство стимулирует граждан к тому, чтобы они пересаживались из машин на велики. Тем, кто пользуется «эко-транспортом», ежемесячно делают прибавку к зарплате. Бельгийцы стараются сокращать количество машин на семью. Есть те, кто использует одно транспортное средство на два дома.

Здесь был Петр

На уютной зеленой улице Клоостерстраат находится памятник Петру Великому, который приезжал в Нидерланды в 1717 году с деловым визитом. Бронзовую скульптуру установили в 1998 году, по инициативе тогда ещё мэра Москвы Юрия Лужкова. У подножия скульптуры размещен герб Антверпена и России, по-русски и по-голландски написано, что в 1717 году здесь был Peter Groete. Как писал скульптор Георгий Франгулян, внутри скульптуры закреплены настоящие корабельные ванты.

После поездки у нас разыгрался аппетит, и мы перекусили в кафе Frituur. Фритюр – это бельгийская фишка. Стоит такая еда недорого, но она, как все съестное в Бельгии, очень вкусная. Во фритюре бельгийцы готовят все: и мясо, и овощи. Подают их с картошкой фри, национальным бельгийским блюдом. Интересно, что за картошкой фри в такие магазины ходят и люди простые, и весьма состоятельные. Говорят, и футбольный матч без неё не проходит!

В воскресенье, выходной, многие магазины закрыты. Конечно, за исключением антикварных. Они, наоборот, распахивают свои двери посетителям. Старинные столики, картины, ковры стоят немыслимую кучу денег. Хотя, кажется, многие такие вещи можно купить неподалеку, на блошином рынке, или заказать на ebay.

Достопримечательность города из разряда «обязательно увидеть» - это улица Cogels-Osylei на которой все дома построены в стиле ар-нуво. Каждое из зданий выглядит вычурно, необычно. Все дома – разного цвета, формы; одни с лепниной, другие – со скульптурами, третьи – с необычным рисунком. Есть небольшие дома, есть целые дворцы. Здесь можно снимать какую-нибудь сказку, например, о приключениях Алисы в стране чудес. Конечно, возле каждого дома – стриженые деревья, кустарники, цветы.

В Антверпене довольно спокойно и безлюдно. Улицы чистые, зеленые, и с велика слезать совсем не хочется. Кажется, что можешь бесконечно ездить по этим разноцветным улицам, смотреть на дома, ни один из которых не похож на другой. В Бельгии на велосипедах ездят все. Как-то я наблюдала в окно утренние сборы мамы школьника. Оправив на сыне одежду, она заставила его высморкаться в платок, затем сняла с него огромный рюкзак, усадила в кресло, прикрепленное к велосипеду, надела рюкзак на себя, забралась на велик и, оттолкнувшись, легко поехала. На ней было платье и ботинки. В другой раз, когда мы гуляли, мимо нас проехали пожилые мужчина и женщина. Она была в платье, он – в костюме. Оба смеялись и выглядели молодыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Транспорт по ощущениям стал еще хуже». Нижегородка переехала во Владимир и вернулась 11 лет спустя — колонка об изменениях
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления