Коронавирус «закрыл» границы и «усадил» по домам даже самых заядлых путешественников, а это означает, что туроператоры остались без заработка. Больше трёх месяцев труженики туристической сферы только и делают, что оформляют бумаги по аннуляции поездок. Директор нижегородского агентства «ЛАВ-ТУР» Ирина Валяева утверждает, что коронавирус в очередной раз продемонстрировал беззащитность туроператоров. Об этом, а также о туристическом будущем страны, читайте в её колонке.
— Уже 15–16 марта стало мало заявок. Многие поняли: творится что-то не то и стали делать возвраты — отказываться от туров. За неделю до апреля я села дома. Заявки пропали совсем.
Самые бесстрашные в марте ездили в Таиланд, Доминикану, на Кубу — там коронавируса ещё не было. Помню, как моих туристов, вернувшихся из Арабских Эмиратов, посадили на карантин. К счастью, из-за границы смогли вернуться все. А в апреле границы закрыли.
Пришлось возвращать деньги. Одни туроператоры делали возврат, другие нет. Многие туристы ждут своих денег до сих пор. Туроператоры стали предлагать депозит, и многие туристы соглашались перебронировать, но не все.
Мы, туристические агентства, — посредники между туроператором и туристом: заключаем договоры, занимаемся подбором тура. Наша комиссия очень маленькая — 5–7%. А если учесть, что некоторые туристы успели заплатить 30–50% от тура, сумма вообще мизерная. Поэтому возвращать мне ничего не пришлось — все деньги были у туроператоров.
В апреле мы все вместе с другими турагентствами писали коллективное письмо к президенту с просьбой оставить депозиты. Однако то, что туроператоры оставили депозиты, никак на нас не сказалось. Если турист не слетал, они считают, что не надо платить нам комиссию. Но мы ведь свою работу выполнили: сделали подбор, с некоторыми туристами мы по полгода туры ищем! Поэтому нам нужно, чтобы взаимодействия с туроператорами по поводу комиссии были оформлены документально, а у нас всё только на договорённости.
Сейчас, за апрель и за май, государство выплатило нам по 12 130 рублей (помощь предприятиям). Ещё 10 тысяч мне перечислили на ребёнка до 16 лет. Плюс были старые накопления. Только так и живу — больше трёх месяцев без работы. Ну как без работы? Работаю с претензиями туристов — они мне звонят, жалуются. Принимаю аннуляции, пишу документы. То есть работаешь в минус, решаешь проблемы.
Кто-то из коллег закрылся, но в основном все держатся, ждут лучших времён. Все подобные фирмы очень маленькие — нам трудно разориться. Хорошо хоть за аренду плачу только 50% от суммы.
С первого июля обещают открыть российские направления: Сочи, Крым, Краснодарский край. Многие уже начали интересоваться. Из Нижнего пустили автобусные туры, появились короткие экскурсионные туры: на день, два, три. Турция, Италия, Испания открывают свои дороги — кто-то в июле, кто-то в августе. Но когда непосредственно нам, россиянам, разрешат летать за границу — пока трудно сказать. Пока что разрешения на работу нет.
Одно время хотелось бросить всё. В туризме нам каждый год тяжело: то одну страну закроют, то другую, то курс начнёт расти, то туроператор разоряется. Турагентства вообще ничем не защищены.