Страна и мир истории Город мертвых и родина холеры. Нижегородка побывала в самом провокационном городе Индии — шокирующий фоторепортаж

Город мертвых и родина холеры. Нижегородка побывала в самом провокационном городе Индии — шокирующий фоторепортаж

Сердце города — река Ганг, куда смывают пепел от сожженных тел

Главный крематорий на берегу Ганга в Варанаси. Туристы подбираются ближе, чтобы заснять процесс — на берегу съемка запрещена

Осмелились бы вы отправиться в город, где на берегу реки сжигают умерших, а потом тазами выбрасывают в нее же пепел? Где коровы и собаки питаются помоями, а бездомные спят где попало, укрывшись грязными покрывалами? Причем это место с впечатляющей архитектурой, красочными церемониями и добродушными жителями в необычных одеждах. Это многогранная Индия, а именно — город Варанаси.


Фотокорреспондент NN.RU Наталья Бурухина исполнила свою заветную мечту и посетила это пугающее место, понять которое сможет не каждый. Публикуем откровенный рассказ о городе мертвых, сопровождая его необычными атмосферными снимками — такого точно нет ни в одной стране мира. Далее — от первого лица.

Около 5–6 утра на лестницах у Ганга собираются целыми семьями и омываются водой
Рассматривать местных очень интересно. Они любят одеваться ярко, некоторые разрисовывают лица

Для меня путешествия — не просто отдых на пляже. Я люблю посетить как можно больше локаций, чтобы насладиться духом страны и исполнить мечты. Изначально мы отправились просто на Гоа, но побыли там пару дней и полетели в Варанаси с двумя пересадками.

Варанаси — один из древнейших городов Индии, расположенный на левом берегу Ганга. Согласно легендам, город был основан 5000 лет назад Шивой. Варанаси является священным городом для буддистов и джайнистов. Для индуистов это самое почитаемое место в мире, центр Земли в космологии.

Непреодолимая сила тянула меня туда на протяжении пяти лет. Я мечтала увидеть Ганг, купить сари и увидеть, как сжигают трупы на берегу реки. Интересно, что я совсем не волновалась перед поездкой. Например, когда мы направились в Мумбаи, я переживала. А здесь было ощущение, что еду домой и буду там в безопасности.

В город мы прилетели около пяти часов вечера по местному времени группой из трех человек. Следующие три дня гид сопровождал нас на разных экскурсиях. Первое, что бросилось в глаза — еще больше людей, чем до этого я видела в других городах Индии. Промежутка между транспортом нет вообще: пробка, все орут, сигналят. Доехать до отеля без приключений не смогли — на дороге провалился грунт и нам пришлось идти дальше пешком. Пока шли, местный, ехавший мимо на мопеде, добродушно выкрикнул: Welcome to India.

После заселения мы решили перекусить. Нас сразу предупредили, что на улице брать еду не стоит — все готовят в жуткой антисанитарии, грязными руками, плюс это находится на обочине дорог, откуда летит пыль. Поэтому мы пошли в «Макдоналдс». Первое впечатление — все то же самое. Но еда оказалась очень острой, с кучей разных специй, пряностей и халапеньо. Мы старались вытащить половину ингредиентов, чтобы это возможно было съесть. Забегая вперед отмечу, в следующие дни мы все равно питались или там, или в кафе при отеле. Больше нигде не рискнули.

На европейцев, особенно на женщин, индийцы смотрят с интересом
Река Ганг, если посмотреть сверху, не такая широкая, как может показаться с берега


В первый день после прилета я не могла терпеть и отправилась на знаменитую реку Ганг, где на берегу есть крематории, порт, гостиницы и кафе. От отеля нужно было пройти два километра: по узким и витиеватыми улочками среди домов, где каждый индус ведет свой бизнес. К слову, там продают всё — от еды до одежды. Потом мы вышли на пешеходную улицу, напоминающую настоящий человеческий муравейник, где все идут плечом к плечу, а между людьми пытаются проехать мопеды и протиснуться коровы.

Чтобы выйти к реке, нужно пройти через гхат (лестницу, ведущую к воде). Мы спустились по центральному гхату. Я испытывала непередаваемые эмоции, долго сдерживала слезы. Но потом уже ходила и ревела. Настолько сильно было ощущение, что меня разрывало изнутри.

Зайти в воду может любой желающий, однако не стоит забывать, что для туристов этот эксперимент может обернуться проблемами со здоровьем
Здания на берегу Ганга завораживают
Местные из касты неприкасаемых много времени проводят на ступенях около реки. Там они моются, бреются, спят и едят

Река Ганг — одна из крупнейших в Южной Азии. Протяженность — 2700 км, берет она свое начало в Западных Гималаях с ледника Ганготри и впадает в Бенгальский залив.

Ганг — это грязная река, все мне советовали: «Наташа, не вздумай лезть в нее». Но я увидела местных мужчин, которые купались прямо передо мной. Было дико завидно. Думаю: «Тоже хочу туда залезть». Сначала поздоровалась с Гангом — поводила рукой по воде, потом зашла по колено. Была просто самым счастливым человеком на свете. Слёз к тому времени уже не было. А потом мы просто пошли гулять по вечернему городу.

Ганг называют родиной холерной палочки. Это крайне заразная и смертельно опасная болезнь. По данным ВОЗ, в мире до сих пор ежегодно происходит от 1,3 до 4 млн случаев заболевания холерой.

Так выглядит вода около берега, где расположен крематорий
На лодках туристов катают по реке. Особенно эта услуга популярна на рассвете


На утро нас ждала прогулка на лодке по Гангу. Именно на стороне реки восходит солнце, поэтому мы были готовы уже в 5 утра. Как оказалось, Ганг вообще не такой широкий, как я себе представляла, а еще там видны мосты. Один очень похож на Борский мост в Нижнем.


Пока мы плыли, гид рассказывал про здания на берегу. Одно из них — порт, другое — гостиница с окнами, выходящими на Ганг. Также мы узнали, что иногда река разливается настолько, что затапливает те самые лестницы, гхаты и здания по второй этаж. Наверное, поэтому на противоположной стороне реки нет растительности и построек.

Умерших заносят в воду, чтобы омыть. После этого встают в очередь на сожжение
Тело умерших обматывают в ткани оранжевого цвета, остается видна только макушка


Каждый день около 5–6 утра на берег приходят целыми семьями. Людей очень интересно рассматривать с берега. В России, в Европе все преимущественно выбирают одежду приглушенных цветов. В Индии все цветастые и интересные. На реке люди моются, совершают какие-то обряды, а потом, судя по всему, идут на работу и по своим делам.

Потом мы доплыли до крематория. Там костры не гаснут ни днем, ни ночью. Правда, с территории нельзя фотографировать даже на телефон. Поэтому мы «припарковались» недалеко на лодке и сделали пару снимков. После дошли на эту территорию по суше. Какого-то ужасного запаха ни я, ни люди из группы не почувствовали. Пахнет просто сладким мясом и костром.

На берег приносят тела умерших их родственники. Все трупы замотаны в оранжевую ткань, видно только макушку. Перед сожжением тело принято омыть в водах реки, и уже потом они встают в очередь на сожжение. Горит труп не час и не два, а намного больше. Прах не принято полностью отдавать родственникам. Обычно они берут горсть и развеивают над водой. Весь оставшийся прах и пепел от дерева работники крематория собирают в огромные чаны и потом вываливают в реку. Кстати, около берега кроме пепла и праха плавает куча другого мусора, включая яркие цветы от проведенных ритуалов. Там же гуляют коровы и собаки.

Дрова у крематория надолго не задерживаются — костры горят без перерыва
На противоположном берегу Ганга туристы могут покататься на верблюдах

Индусы верят, что мир состоит из 5 элементов: воздух, вода, земля, огонь и эфир (пространство). Когда человек умирает, то огонь уходит из его тела, и чтобы восполнить недостающий элемент и помочь душе перейти в мир иной, производится кремация. Быть сожженным на берегу Ганга очень почетно, все индусы к этому стремятся.

Местные жители спокойно заходят в Ганг прямо по этому месиву около берега, но лишь для омовения трупов. Все остальные индийцы заходят в воду в других местах. Для туристов, желающих покататься на лодке, сделали помосты. Кстати, вода в реке прозрачная — это меня удивило.

Дальше мы погуляли с гидом по городу. На тот момент я уже купила то, о чем мечтала — голубое сари. В пересчете на рубли — 600. Гид также возил нас на маленькую фабрику, где якобы ткут ткани для сари, но все выглядело не по-настоящему. Мужчина за станком работал только тогда, когда смотрели туристы. Но я воспользовалась возможностью и попросила научить меня завязывать сари. Это мне пригодилось и в последний день. Я сама его надела и с удовольствием гуляла по улицам, фотографировалась.

Местные часто выполняют тяжелую работу
Для всех нуждающихся работает раздача бесплатной еды — накормить могут даже туристов

В течение всей поездки мы с интересом разглядывали местных и их дома. В Варанаси центр города очень плотно застроен, а вот на окраинах уже появляется зелень и больше свободного пространства. Сами люди в большинстве доброжелательны. Не секрет, что они делятся на касты, но есть и исключения — далиты. В Варанаси они строят шалаши на ступенях около Ганга или просто спят там, укрывшись грязным покрывалом. Они же моются на берегу и переодеваются, не стесняясь показать причинные места. Кстати, вместо трусов у них многометровый отрез ткани, который просто наматывают на ноги и бедра.

Неприкасаемые спят где придется. Ночью нужно быть внимательными, чтобы не споткнуться об человека
Особенно ярко одеты индийские женщины. Они красят ступни в красный, чтобы богиня процветания была благосклонна к их семьям
Ряженые постоянно гуляют по улицам в поисках туристов

Общество в Индии делится на четыре касты — брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудров (земледельцев и слуг). Отдельно выделяют неприкасаемых (далитов) — эти люди занимаются самой грязной работой и живут где придется.

Есть среди населения ряженые. По слухам, люди в очень странной одежде и с разрисованными лицами — людоеды. Но когда мы задали такой вопрос гиду, он лишь посмеялся. С ряжеными можно сфотографироваться, но они попросят заплатить. Меньше 20 рублей (в переводе на рубли) они не возьмут и будут донимать, пока не дашь сумму больше.


Для туристов есть еще одно вечернее развлечение — праздничная служба во славу реки-богини. Называется это Аарти. Каждый вечер 365 дней в году монахи на гхатах устраивают целое шоу с кучей цветов и свечей. Туристы и местные могут занять бесплатные места внизу около «сцены», или заплатить символическую сумму за место в кафе, чтобы посмотреть на все сверху. Исполнение Аарти сопровождается песней (она же гимн), которое восхваляет божество. На самом деле, мне было интересно смотреть на это первые 10–20 минут, потом стало скучно и однообразно.

Коров можно встретить абсолютно везде. Правда, отношение местных к ним не особо дружелюбное
Так выглядит ежедневная праздничная служба на берегу Ганга

После Аарти всем желающим, в том числе туристам, которые не могут купить себе еды, раздают пищу бесплатно. Нам тоже предложили, но блюдо оранжевого цвета с консистенцией жижи вызвало только рвотный рефлекс. Но местные уплетают его за обе щеки. Эту же еду раздают по утрам после омовения.

Мне кажется, проводить весь свой отпуск только в Варанаси не стоит. Трех-пяти дней достаточно, чтобы погулять везде, посмотреть на все церемонии и проникнуться духом местных. И вообще — хоть это и «город мертвых», ощущается, сколько в нем жизни и разнообразия. И это западает в душу на всю жизнь.

В прошлом материале нижегородка рассказала о своем опыте отдыха в Мумбаи, индийском городе контрастов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления