Город В тисках новостроек: дом поставили почти на путях Горьковской детской железной дороги вопреки закону

В тисках новостроек: дом поставили почти на путях Горьковской детской железной дороги вопреки закону

Здание каким-то образом прошло государственную экспертизу

Вид из окон вагонов оставляет желать лучшего

Детская железная дорога существует в Нижнем Новгороде с 1939 года: некогда она соединила Канавинский район с Автозаводским и стала незаменимой транспортной магистралью для горожан. Дорога длилась 9,1 км, и её использовали не только как развлечение, а в первую очередь как один из видов транспорта. Прошли годы, и ДЖД захирела: по сей день её продолжают ужимать со всех сторон новостройки. Маршрут путей проходит по самым настоящим дебрям, а многоэтажки появляются едва ли не на ж/д путях: дом № 50 по улице Украинской, к примеру, был построен в 2017 году в 30 метрах от рельсов. По нормативам это расстояние не может быть меньше 100 метров.

Ещё в середине прошлого века ДЖД перевозила по 100 тысяч человек в год! Со временем дорогу стали обвинять в излишней коммерциализации — речь шла об эксплуатации молодёжи. Круг обязанностей юных железнодорожников стал сужаться, и ДЖД превратилась из лучшей в стране детской железной дороги с самым высоким уровнем технического оснащения в самую заурядную узкоколейную ветку.

Сейчас Горьковская детская железная дорога имеет три станции и протяжённость главных путей 3,2 километра. В этом году ДЖД отмечает своё 80-летие, но в каких обстоятельствах? Об этом NN.RU провёл своё расследование.

Станция «Родина» ухожена

Из сказки в реальность


Ясным солнечным днём мы пришли на детскую железную дорогу: приветливый кассир продал нам недорогие билеты (155 рублей за один билет для взрослого), на перроне уже стоял хорошенький свежевыкрашенный состав. Ребята разных возрастов в форме сотрудников железной дороги провожали пассажиров в путь. Очень серьёзный проводник (учащийся младших классов) проверил наши билеты и проводил до свободных мест. Их в открытых вагонах осталось два: среди нижегородцев и гостей города ДЖД до сих пор пользуется популярностью. Оно и понятно, детям всегда нравилось чувствовать себя взрослыми.

Маленькие пассажиры в предвкушении чуда выглядывали из окон, грянул марш «Прощание славянки», раздался гудок и поезд тронулся…

Дети обожают ДЖД

Территория Детской железной дороги ухоженная: куда ни глянешь — радуется глаз. Всё чисто и отремонтировано: видно, что руководство заботится о своей вотчине.

На станции поезд провожает и встречает музыка

Однако красоты быстро закончились: стоило составу выехать за пределы ворот, в город, как пейзаж резко изменился… Бетонные заборы, покорёженные синие ограждения, мусорный накопитель, перекопанная земля, мусор на склонах и болота — вот, что открылось нашему взору. О прежнем величии нет и речи.

Поездка по ДЖД похожа на метафору взросления: вот ребята едут по приветливому и яркому миру детства, а вот оно заканчивается, и мальчишки и девчонки попадают в реальность, входят во взрослую жизнь. Понятно, что дети не обратят внимания ни на мусор, ни на разруху — они сейчас «как взрослые», и потому счастливы. Но это не означает, что ДЖД может обойтись без благоустройства.

Дети не замечают ужасного вида из окон

Городская администрация не заботится о благоустройстве территории

Вопрос благоустройства вокруг ДЖД будет рассмотрен лишь в 2020 году

Увидев всё это, мы направились к руководству детской железной дороги. На вопрос, почему территория по движению поезда выглядит столь ужасно, нам ответили, что железной дороге она не принадлежит:

— Буквально несколько метров влево и вправо — наша собственность, а всё, что дальше — собственность города. Мы многократно обращались в администрацию Нижнего Новгорода с просьбой благоустроить маршрут. Ответ всегда один и тот же: благоустраивайте за свой счёт. Кроме того, покоя не дают местные жители — они регулярно у нас воруют железо на металлолом, здесь контингент неблагополучный — многие пьют, бомжи устраивают свои «свадьбы», «художники» расписывают под покровом ночи наши вагоны граффити. В полицию обращаемся, но сделать с ними ничего нельзя, говорят.

Четыре метра свободы


ДЖД является структурным подразделением Горьковской железной дороги, филиала ОАО «РЖД». Исполняющий обязанности заместителя начальника железной дороги Сергей Маркичев говорит, что официальная территория Детской железной дороги крайне маленькая:

— Полоса отвода ДЖД составляет два метра от крайнего рельса в каждую сторону. Указанная территория поддерживается в надлежащем состоянии, ежегодно проводится большая работа к открытию летней производственной практики и летнего профильного лагеря «Юный железнодорожник».

ДЖД принадлежит всего четыре метра земли влево и вправо от железной дороги

Получается, что обеспечить благоустройство вокруг зажатой ДЖД должен мэр города Владимир Панов и подчинённые ему ведомства. Потому за ответами мы направились в городскую администрацию, но там задачу спустили на район.

— Вопрос благоустройства муниципального участка вдоль Детской железной дороги будет рассмотрен в 2020 году, — сообщили в администрации Канавинского района.

Именно «рассмотрен», а не решён.

В три раза меньше положенной нормы


Отдельного внимания заслуживает маршрут ДЖД: поезд движется минут пять, плавно заворачивая направо, потом останавливается на 15 минут. Затем ещё минут пять едет в обратную сторону по соседней ветке — движется всё время прямо и снова встаёт на стоянку на 15 минут. После этого возвращается на исходную станцию «Родина».

Стоянка длится 15 минут

— Еду впервые с сыном сегодня, думала, что поезд поедет по кругу, а мы почему-то долго стояли на месте, а потом поехали обратно… Не совсем то, что мы ожидали, — говорит молодая мать Оксана Ожегова.

Руководство ДЖД разводит руками:

— Куда мы продлим наш маршрут? Нас застроили со всех сторон: пару лет назад многоэтажки построили вообще вопреки нормативам: дом № 50 на улице Украинской стоит в 35 метрах от ДЖД вместо положенных 100 метров. А если что-то сверху упадёт?

Тот самый дом № 50

По данным «Яндекс.Карт» между домом и железной дорогой всего 31,5 метра.

Регламентирует расстояние между объектами СанПин 2.2.1/2.1.1.1200–03: «Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути».

Нарушение налицо, однако в департаменте строительства и капитального ремонта администрации Нижнего Новгорода утверждают, что проект здания прошел государственную экспертизу, было получено заключение о его соответствии техническим нормам.

Каким образом застройщику ЗАО «ДСК-НН» удалось получить это заключение, пока остаётся неясным. Хочется верить, что однажды ДЖД «вздохнёт», но пока всё ведёт только к большему упадку.

Текст: Яна Лямина
Фото: Наталья Бурухина

Знаете, где можно найти все самые интересные новости города? В нашей группе «ВКонтакте», подписывайтесь и будьте первыми в курсе событий!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления