Город фоторепортаж Тысяча и одна версия. Гуляем по старинному дому-загадке в центре Нижнего, об истории которого спорят даже эксперты

Тысяча и одна версия. Гуляем по старинному дому-загадке в центре Нижнего, об истории которого спорят даже эксперты

Версии о том, кому принадлежало здание, оспаривают друг друга

Дом стоит в самом центре Нижнего, но о нем мало кто знает

В центре Нижнего Новгорода множество уникальных архитектурных памятников — большинство из них принадлежали местным купцам или меценатам. Но есть и такие дома, об истории которых приходится только догадываться — даже эксперты не могут разгадать их судьбу. Один из таких примеров мы нашли на улице Ульянова — двухэтажный дом с массивными колоннами. Рассказываем, что не так в истории этого здания и почему на него стоит обратить внимание.

Речь идет о доме 10В по улице Ульянова. Заметить его с дороги практически невозможно — только при сквозном проходе дворами. Входная группа здания обрамлена двумя высокими колоннами, правда, выглядят они аварийно и доверия не внушают. Последние годы дом заброшен, но не так давно его начали восстанавливать.

Входная группа обрамлена колоннами

Рабочие, которые приводят здание в порядок, рассказали, что ремонт идет уже около двух лет, но как будет использоваться здание после реконструкции, никто не знает.

Судя по данным большинства открытых источников, это здание является объектом культурного наследия «Дом Дамаскина». По устоявшейся версии, построен дом по проекту первого губернского архитектора Якова Ананьина из кирпича и дерева, является образцом стиля русский классицизм. Дом для себя построил нижегородский епископ Дмитрий Руднев (Дамаскин) на выданные императрицей Екатериной II деньги.

На улице также располагались два флигеля. Кстати, один из них сохранился и сейчас и называется «Флигель усадьбы Киризеева». После отъезда хозяина собственники дома постоянно менялись, но первыми из них были родственники епископа.

Сейчас в здании идут работы по реконструкции

Вместе с тем Нижегородское отделение Российского общества историков-архивистов пишет, что это заблуждение и дом на самом деле не был построен по проекту Ананьина и епископу вряд ли принадлежал. Историки отмечают, что в окладных книгах Руднева в собственниках нет. Правда, отследить это можно только с 1811 года.

Устоявшуюся историю здания сейчас поставили под сомнение и в областном Управлении госохраны ОКН, так что этот дом — настоящая городская загадка. Пообщавшись с представителями УГООКН, мы узнали, что информация об истории дома сейчас проверяется. Здание всё еще значится в реестре как объект культурного наследия, но под скромным названием «Жилой дом». Архитектор в записях не фигурирует, так что, кому принадлежал проект здания, доподлинно не известно.

Мнения о происхождении дома расходятся

Название «Дом Дамаскина» пошло из краеведческой литературы, так как там были соответствующие упоминания. Однако версия о принадлежности здания к архитектору Ананьину и епископу Дамаскину пошла от исследователя нижегородского зодчества Николая Филатова. В его записях действительно упоминалась информация, надолго устоявшаяся у краеведов, только вот откуда Филатов взял эту информацию — вопрос со звездочкой, никаких источников исследователь не приводит.

А вот по архивным документам, первым установленным владельцем в 1811 году был секретарь уголовной палаты Ильин. Дом относился к первому классу и облагался наивысшей суммой сбора. Известно, что дом достался Ильину по наследству от матери, жены канцеляриста Ильиной, но вот время строительства в документах не фигурирует.

Кроме споров о владельце здания, вызывает вопросы и дата его постройки. Как писал исследователь Филатов, дом появился в конце XVIII века.

Внутри здание пока выглядит удручающе

Однако исследователь нижегородского зодчества Алексей Давыдов установил, что на плане Нижнего Новгорода 1799 года дом не показан. То есть, утверждение, что дом построен в XVIII веке, — сомнительное. На усадебном участке обозначены строения, которые никак не могут быть соотнесены с ним и, скорее всего, являлись хозяйственными. Более того, участок никогда не принадлежал к архиерейскому дому. От владений архиерея он был отделен садом титулярного советника Щепетова. Лишь на небольшом отрезке граница была общей.

Существует и более ранний план Нижнего Новгорода, датируемый 1783 годом. Границы на нем свидетельствуют, что владения нижегородского архиерея во времена Ананьина не выходили непосредственно к церкви и были отделены участками других владельцев.

Первый этаж здания

Итак, анализ нескольких планов Нижнего Новгорода показывает, что версия о времени и авторстве исследуемого памятника не совпадает. Причем вопрос о том, что это за памятник, остается открытым до сих пор.

Из архивных документов точно ясно лишь то, что дом уже существовал в первом десятилетии XIX века. В мае 1825 года дом Ильина со всеми имеющимися на нем деревянными строениями, землей и садом был выкуплен нежинским греком-купцом Киризеевым. При его наследниках дом зафиксировали на чертежах 1837–1842 годов.

Первоначально дом был одноэтажным с девятью окнами по фасаду и трехоконным мезонином. Центральная часть выделялась портиком из 4 колонн. Окружавшие дом хозяйственные постройки располагались по периметру усадьбы. На красную линию Тихвинской улицы (ныне Ульянова) выходил одноэтажный деревянный флигель, находившийся на месте будущего главного корпуса второго детского приюта (дом 10а).

По проекту 1874 года архитектора Хворина из дерева предусматривалась надстройка вторым этажом, а западный портик сменился одноэтажным крыльцом. Также планировалось строить одноэтажную каменную галерею. С 1923 по 1928 год дом занимал нижегородский художественно-промышленный техникум, затем там базировался корпус прикладной математики и кибернетики ННГУ.

Комнаты достаточно большие и просторные

Стоит отметить, что в советские годы дом утратил первоначальную планировку — был ликвидирован восточный вход. Сейчас ОКН примыкает к помещению производственного характера. Не сохранилась и галерея, связывавшая дом с главным корпусом приюта, вместо нее в послевоенные годы появился оштукатуренный пристрой.

Как мы уже упоминали, сейчас дом активно реставрируют. Нам удалось заглянуть внутрь, но повторять это не рекомендуем — на объекте дежурят рабочие, да и травмироваться внутри здания несложно, так как пока оно еще на стадии подготовительных работ.

Работы стартовали в августе прошлого года. УГООКН выдало собственнику задание на разработку проектной документации по реставрации здания.

— В настоящее время в управлении находится на рассмотрении документация на проведение работ по сохранению ОКН, разработанная ООО «Велес НН», получившая положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, — подчеркивают в управлении.

Между тем разрешение уже выдано подрядной организации ООО «Конструктор-НН». Рабочие фирмы должны провести противоаварийные работы. Завершить их планируется до 1 декабря следующего года. Как будет использоваться здание после реставрации — неизвестно.

Вывод простой: здание имеет статус ОКН, но что это за здание, остается только гадать. Однако, учитывая тот факт, что уже дважды высказывалось мнение о несостоятельности устоявшейся версии происхождения памятника, можно предположить, что здание действительно не имеет никакого отношения к нижегородскому епископу.

Место для рабочих

Кстати, ранее мы писали, что в центре Нижнего есть много необычных дворов. В том числе и на Большой Печерской, которую любят вспоминать по граффити на тему «Жмурок». Как выглядит непарадная сторона одной из главных улиц нашего города — смотрите в атмосферном фоторепортаже. А еще мы делали материал об истории старейшей и интереснейшей заброшки на окраине Нижнего — корпуса психбольницы в Ляхове. Как выглядит заброшенная психушка — смотрите тут.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Можешь купить пистолет, так, между делом». Россиянка дважды съездила пожить в Америку — плюсы и минусы
Зоя Неджефова
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Мнение
«Я же не в ФСБ устраиваюсь». Нижегородка честно рассказала о самом странном собеседовании в жизни — в «Золотое яблоко»
Анонимное мнение
Мнение
«Рекомендую запастись средствами от диареи». Нижегородец рассказал, чем Абхазия встречает туристов в начале сезона
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
Угрюмые люди, недоступные девушки и плохие авто: 27-летний китаец честно рассказал о впечатлениях от России
Джексон
предприниматель из Гонконга
Рекомендуем
Знакомства
Объявления