Страна и мир Ошибка может стоить жизней: смотрим за работой нижегородских авиадиспетчеров изнутри

Ошибка может стоить жизней: смотрим за работой нижегородских авиадиспетчеров изнутри

О том, что бывает в нештатных ситуациях, и о воздушном пространстве «в голове»

Авиадиспетчерская находится в вышке

Недавно свой профессиональный праздник отметили авиадиспетчеры — люди, которые координируют полёт самолётов. Именно благодаря их работе обеспечивается безопасность полетов воздушных судов. Диспетчерские вышки, откуда специалисты управляют десятками боингов и аэробусов, — особо охраняемая зона, и постороннему человеку туда вход закрыт. NN.RU побывал в диспетчерской вышке международного аэропорта Стригино и узнал, что случается с самолётом, когда он попадает в грозу, сколько судов в час реально скоординировать и что если взлётная полоса внезапно оказалась занята.

В диспетчерской всегда тихо — отвлекать специалиста нельзя, ведь от него зависят жизни тех, кто сейчас находится на высоте 10 километров над уровнем моря. Здесь 43 года своей жизни проработал высококлассный специалист, диспетчер управления воздушным движением (УВД) Нижегородского центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Евгений Шишканов.

100 километров ответственности


Некогда Евгений мечтал стать пилотом, однако не прошёл отбор — чтобы поступить на пилота, нужно не только блистательно сдать экзамен, но и обладать выдающимся здоровьем. Тогда молодому уроженцу Ульяновска предложили попробовать себя в профессии авиадиспетчера и отправили на обучение в Ригу. Оттуда Евгения Шишканова распределили на работу в город Горький, а по дороге из Латвии на родину на борту самолёта молодой специалист встретил свою будущую жену.

— Что такое моя работа? Это огромное воздушное пространство в радиусе 100 километров, множество самолётов, и я должен командовать, куда и как им лететь. Пространственная ориентация должна быть в голове ежесекундно, — рассказывает Евгений Шишканов. — Ещё каких-то 20 лет назад мы работали на допотопных авиалокаторах, на которых была видна лишь одна маленькая точка, обозначающая самолёт. Сейчас же я сижу за техникой, которая транслирует нам, какой именно самолёт летит, откуда и куда, какая у него скорость, высота, сколько пассажиров на борту и не только.

Евгений Шишканов отдал любимой профессии десятки лет своей жизни

СПРАВКА

До 1956 года диспетчеры отслеживали местоположение самолётов, рассчитывая время и долготу пути. Это делалось буквально проведением линий на бумаге. Всё изменилось, когда над Большим каньоном (Аризона, США) столкнулись два авиалайнера. Это была первая авиакатастрофа в истории гражданской авиации, в которой погибли свыше 100 человек. Именно после этого трагического события были внесены серьёзные изменения в организацию управления воздушным движением в стране. Примечательно, что один из пилотов отклонился от курса, чтобы показать пассажирам каньон.

Каждое утро авиадиспетчерская получает карту неба: метеорологи рассказывают, где ожидается туман, нет ли опасности грозы — спокойным будет небесный свод, или стоит ждать сюрпризов. Самое непростое время — лето, поскольку именно летом воздушное пространство атакуют грозы. Пилоты и авиадиспетчеры делают всё возможное, чтобы самолёт не попал в грозу, однако, если это всё же произошло, на борту может отказать техника, может пропасть связь с диспетчерской.

Авиадиспетчеры ответственны за жизни тех, кто в небе

Команды диспетчеров пилоты выполняют безропотно, за исключением тех случаев, когда ситуация в небе лучше видна непосредственно экипажу, чем с земли. Тогда задачи решаются сообща.

— Раньше, когда у нас были собственные самолёты, всех пилотов мы знали лично, узнавали по голосу, — вспоминает Евгений Шишканов. — Когда в 1990-х Немцов распродал самолёты, их через Стригино стало ходить так много, что запомнить кого-либо оказалось просто невозможно.

Среди диспетчеров есть и девушки

17 самолётов в час


Авиадиспетчеры работают три через три: дневная смена, утренняя, ночная, день отсыпной и два выходных. Ежегодно каждый сотрудник имеет право на 67 дней отпуска и бесплатный билет в любую точку мира (правда, только после семи лет выслуги).

Перед началом работы диспетчер проходит медицинский контроль, потом заступает на смену. Работа напряжённая, бывает, что в час происходит по 17 взлётно-посадочных операций, поэтому каждые два часа авиадиспетчеру полагается отдых — о начале перерыва его оповещает специальный таймер.

Надо отметить, что 17 судов в час диспетчерская принимает только во время нештатных ситуаций. Стригино является запасной площадкой Москвы, и когда 5 мая этого года произошла катастрофа в Шереметьево, нашим диспетчерам пришлось непросто — самолёт «Аэрофлота» летел курсом Москва — Мурманск, но через 27 минут после взлёта вернулся из-за технических неполадок и во время посадки загорелся.

Вот что видят авиадиспетчеры на своих мониторах

— Я смотрел фильм про теракт в США 11 сентября, и там рассказывали про работу канадских авиадиспетчеров, — говорит заместитель начальника центра ОВД, начальник службы движения Александр Лаптев. — Воздушное пространство США было закрыто, и канадцы принимали все самолёты к себе. В итоге они приняли 38 воздушных судов за четыре часа. Их называли настоящими героями и чествовали. Я помню такие случаи, когда у нас принимали 36 воздушных судов за два часа, причём разнотипных, в отличие от того, что показали в фильме. Героями никого из нас не называли, все работают в обычном режиме.

Именно теракт 11 сентября побудил аэропорты мира ужесточить правила безопасности.

— Я помню времена, когда люди приходили прямо на взлётную полосу, провожали своих близких и махали вслед взлетающему самолёту, — добавляет Лаптев.

Работа напряжённая, но интересная

Нештатные ситуации


Сейчас нештатные ситуации авиадиспетчеры отрабатывают на тренажёрах: нападение на экипаж, пожары, отказы в посадке и не только. На тренировках молодые специалисты должны скоординировать 35 судов в час! Стажёры жалуются на сложность, а ветераны отвечают, что, мол, тяжело в учении — легко в бою.

Нештатные ситуации подстерегают авиадиспетчера на каждом шагу, и здесь необходимо быстро принять правильное решение.

— Помню, 1 апреля 2005 года был случай, когда вот-вот самолёт должен был взлететь, и вдруг я понимаю, что полоса, с которой самолёт пойдёт на разгон, занята техникой, — вспоминает Евгений Шишканов. — Человеческий фактор, ошибка, а на счету десятки жизней! К счастью, я вовремя отменил полёт, и всё обошлось. Хорошо, что такие случаи — огромная редкость.

Сейчас, кстати, авиадиспетчерская ищет молодых специалистов. Заработная плата, говорят, достойная. Однако не каждый сможет стать диспетчером.

Авиадиспетчерская регулярно набирает стажёров

— Авиадиспетчер должен обладать пространственной ориентацией и уметь делать прогноз ситуации: где какой самолёт находится, в каком положении (снижается, набирает, куда он движется), — поясняет Евгений Шишканов.

Евгений посвятил любимой работе всю жизнь и ни о чём не жалеет. Разве что стал несколько сентиментальнее в последние годы.

— Я заметил за собой, что последнее время, когда я отправляю людей с полосы, то думаю: «Всего вам доброго, люди, счастливого полёта». Когда там сидит столько людей, ты должен знать, предвидеть, чувствовать… Это очень большая ответственность! Знайте, когда вы улетаете по своим делам, вы под нашей защитой — мы всю дорогу будем заботиться о вас.

Текст: Яна Лямина
Фото: Наталья Бурухина

Ещё больше интересного на наших каналах в Twitter и Viber! Получайте самые свежие новости на ваше мобильное устройство, и читайте NN.RU где вам удобно!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления