Нижегородская земля на протяжении многих столетий славится своими мастерами. С народным искусством в виде золотой хохломы, гжели или пестрых деревянных наличников, сотворенных местными умельцами, знакомы многие россияне — но наш регион известен еще и резьбой по камню.
Более того, Нижегородская область — одно из немногих мест в России, где добывается уникальный камень ангидрит, именуемый нижегородским мрамором. Рассказываем, из-за чего он так ценится среди специалистов и почему в свое время уникальным камнем интересовалась сама императрица Екатерина Великая.
О ценном и необычном ремесле корреспонденту NN.RU рассказали в выставочном центре «Афанасий» при Пешеланском гипсовом заводе. По словам начальника отдела туризма Елены Комиссаровой, традиционно резьба по камню развивалась там, где можно было добыть материал для промысла — горах, шахтах и пещерах. Чаще всего — на Кавказе и Урале. Для средней полосы России это явление по-настоящему редкое.
В Нижегородской области такой промысел процветает в селе Борнуково Бутурлинского района. Для изготовления используется камень ангидрит. Минерал образуется при обезвоживании гипса и ценится за пластичность, способность мягко пропускать свет и разнообразие оттенков. Он используется в различных отраслях промышленности: в ювелирном деле, изготовлении предметов декора, строительстве.
Кстати, с этим редким минералом работал известный мастер Павел Гусев, знакомый нижегородцам по созданию памятников Николаю Добролюбову и морякам Волжской военной флотилии.
— Ангидрит бывает самых разнообразных цветов и оттенков. Например, голубой, который в основном добывают на другом конце земного шара, в Бразилии, называется камнем ангелов, или ангелитом. А вот в Борнуково добывались самые редкие по цвету минералы — персиковый и оранжевый. Он встречается только у нас, — разъяснила Елена Комиссарова.
Добывался камень исключительно в пещере Нижегородской области, которую русские геологи открыли в XVIII веке. Кстати, уникальным минералом заинтересовалась даже императрица Екатерина II. Во времена ее правления камень назывался нижегородским мрамором, а за добычей следило одно из дворцовых ведомств.
Екатерина Великая планировала использовать камень для масштабных работ, например для постройки дворцов в Санкт-Петербурге и Москве. Но экспертам тех времен быстро стало понятно, что нижегородский ангидрит не подходит для подобных целей, поскольку его слишком мало. Вследствие этого темпы добычи снизились — минерал использовали для изготовления только самых ценных вещей и украшений.
Для добычи камня в Борнуковской пещере нередко проводились промышленные взрывы. Во время одного из них часть тоннеля, включая вход, была завалена, добычу приостановили, а пещеру законсервировали. Специалисты считают, что пещеру вполне можно расчистить и продолжить извлекать ресурс, однако там поселились редкие птицы и летучие мыши. В частности, там зимуют редкие для Нижегородской области домовые сычи, северные кожанки, ушаны и т. д.
У мастеров в запасе еще осталось небольшое количество оранжевого ангидрита, но теперь материал для работы камнерезов привозят из Краснодара и с территории Урала.
— Так что теперь работаем уже не со своим камнем, а с привозным материалом, но сохраняем традиции борнуковского камнерезания — анималистику. Птички, рыбки, зайчики, такие фигурки — фишка наших мастеров, — подчеркнула Елена Комиссарова.
Чаще всего изделия изготавливаются в единственном экземпляре, и каждое выглядит неповторимо, причем нередко их делают на заказ. Например, однажды нижегородские мастера вырезали из коричневого ангидрита гигантского бобра весом в несколько тонн. Его установили в фойе одной из столичных клиник.
Кстати, рядом с выставочным центром «Афанасий» при Пешеланском гипсовом заводе есть уникальный сказочный парк. Локация похожа на пристанище хоббитов и станет отличным местом для отдыха и классных фотосессий. Где она находится и как выглядит — мы рассказывали в предыдущем материале.