У автомобилистов есть официальная возможность (согласно пункту 2.6 ПДД РФ) существенно сократить временные издержки, самостоятельно оформив ДТП. Разберемся в нюансах
Ждать инспекторов ГИБДД на дороге после аварии – не самое приятное время препровождения. Это может затянуться на несколько часов. Оказывается, у автомобилистов есть официальная возможность (согласно пункту 2.6 ПДД РФ) существенно сократить временные издержки, самостоятельно оформив ДТП. Разберемся в нюансах.
Для того чтобы оформить ДТП самостоятельно, без вызова инспектора ГИБДД, должно совпасть несколько условий. Основных – три. Во-первых, ущерб должен быть причинен только транспортным средствам. Во-вторых, участники дорожной аварии должны быть едины во мнении, по чьей вине произошло ДТП. И, наконец, ущерб автомобилю пострадавшего не должен превышать максимальной выплаты по ОСАГО - 120 тысяч рублей.
Алгоритм поведения водителей описал начальник отдела исполнения административного законодательства УГИБДД по Нижегородской области Игорь Рощин. Итак, попав в ДТП, первым делом его участники должны обозначить место аварии знаком аварийной остановки и включить “аварийку“ на автомобиле. Если водители не спорят о том, кто виноват в аварии, и в ДТП нет пострадавших людей, то они могут самостоятельно оформить данное ДТП. Для этого необходимо позвонить в дежурную часть ГИБДД (телефоны (831) 250-52-52, 250-53-53) и согласовать свои действия с дежурным; позвонить в обе страховые компании.
После этого можно приступать к составлению схемы ДТП. Для этого, по словам Игоря Рощина, понадобятся “минимальные творческие способности“ и лист формата А4. На схеме необходимо обозначить: план места происшествия (дома, столбы, светофоры, дорожные знаки и прочие неподвижные объекты), транспортные средства после столкновения, место столкновения (крестиком), следы торможения (пунктирной линией). Рулеткой или шагами замерить расстояния до объектов и между автомобилями. Под схемой перечислить модели, марки и госномера транспортных средств, повреждения, ФИО водителей и свидетелей с контактными данными. На обороте кратко изложить обстоятельства ДТП. «Строго обязательно наличие подписи обоих участников аварии. Причем, раз уж один из них вину признает (а это обязательное условие), то он это также должен отразить в документе, - добавляет адвокат "Коллегии адвокатов Козыревых» Даниил Козырев. - Наличие каких-то понятых, свидетелей не является обязательным, но хуже, если кто-то засвидетельствует верность вашей схемы, не будет. Рекомендуется сделать фотографии, а также указать, что авария зафиксирована на видеорегистраторе, если таковой имелся».
После этого уже можно убирать автомобили с проезжей части и вместе отправляться в ближайшее подразделение ГИБДД для разбора.
Эксперты советуют не злоупотреблять возможностью, которую им предоставляют ПДД. Главное – точное соблюдение процедуры. В противном случае инспектор ГИБДД на «разборе» откажет участникам аварии в оформлении ДТП, обосновав тем, что не видел никого на месте ДТП и, вообще, все повреждения не от этого случая. В дальнейшем это может стать причиной для отказа в получении страховой выплаты. «Данная форма оформления ДТП изначально вызывает у страховых компаний сомнения в обстоятельствах ДТП, и они всячески пытаются не выплачивать по таким случаям и затягивают выплаты», - отмечает начальник кафедры административного права и процесса Нижегородской академии МВД России Николай Макарейко. «Надо быть готовым, что страховая компания все равно откажет в выплате, сославшись на какие-то только ее сотрудникам понятные неточности и т.п. Причина в том, что страховые организации не всегда торопятся расставаться с деньгами», - соглашается Козырев.
Впрочем, драматизировать ситуацию не стоит. «Тот факт, что автомобилисты оформили ДТП без вызова инспектора ГИБДД, не может стать основанием для отказа в получении страховой выплаты, - говорит партнер Юридическая фирма Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Михаил Черепнов. - А вот если документы будут оформлены неверно, не будут подписаны обеими сторонами, то риск отказа в выплате страхового возмещения будет иметься». Представители страховых компаний уверяют, что каких-то специальных оснований для отказа в страховой выплате в случае оформления документов о ДТП без вызова сотрудника ГИБДД с последующим обращением в Госавтоинспекции правилами ОСАГО не предусмотрено. «Если процедура соблюдена и участники ДТП, как и предписано нормой ПДД, о которой идет речь, обратились на пост ГИБДД, где получили соответствующие документы – никаких сложностей в урегулировании не будет», - говорит заместитель руководителя Департамента урегулирования убытков компании РОСГОССТРАХ Дмитрий Титиев. «В первую очередь, необходимо соблюдать сроки, - подчеркивает начальник Управления урегулирования убытков по автострахованию и страхованию автогражданской ответственности ОАО "СОГАЗ" Алексей Карпицкий. - Обратиться в ГИБДД, чтобы зафиксировать самостоятельно оформленную участниками ДТП схему, необходимо незамедлительно - в тот же день, когда произошло ДТП. Схема ДТП должна содержать в себе замеры с привязкой к местности, т.е. ближайшим объектам (сооружения, здания и т.д.)».
В ТЕМУ