Для некоторых людей охота — нечто далекое и совершенно дикое, но для многих это не просто увлечение, а жизнь. И в первую очередь это касается наших меньших друзей. Маленькая охотница Чара, русский спаниель, не может обойтись без этого: в лесу, бегая по траве в поисках дичи, она не просто существует, а живет. Ее хозяин, нижегородец Владимир Лятовец, уже более 30 лет увлечен охотой по перу со спаниелем. О том, как выглядит недетское увлечение, — в нашем видеорепортаже.
Собачье обоняние гораздо лучше человеческого. Псы способны распознать до двух миллионов запахов, причем хвостатый может почуять запах давностью до нескольких минут. Поэтому собаки используются профессионалами при охоте — и, по сути, псы сами являются охотниками.
Чаре уже 10 лет, и она давно бабушка, но, несмотря на почтенный по меркам собаки возраст, она остается очень активной. Дома собака покладистая, спокойная и немного грустная. Всё меняется на природе.
— Только стоит мне взять ружье — она сразу подбегает к машине и начинает скулить. А приезжаем на место, Чара тут же пулей бежит в лес, — рассказал ее хозяин Владимир Лятовец.
Чара беспрекословно выполняет все команды. В этом ей помог «отец», Владимир Викторович, обучивший ее делу. Умение распознать сигнал — основное для охотничьей собаки. Они должны запомнить, как двигаться в лесу, чтобы успешно найти дичь. Чара в этом лучшая, и эти слова не пустой звук — свой статус она подтвердила множество раз на всероссийских и региональных соревнованиях, завоевав далеко не одну золотую медаль. Дома у нее есть свой сервант с наградами, где хранятся кубки, медали и ордена.
Сам процесс выглядит всегда по-разному в зависимости от того, на кого идет охота. Мы попытались добыть вальдшнепов — правда, ничего не вышло.
— У птицы шансов столько же, сколько у охотника. Такая охота — честная. Птичек жалко, конечно, но что поделать, — признался охотник.
По большей части зачастую всё выглядит так: охотник идет с собакой, пуская ее либо слева, либо справа от себя в пролеске. Пес должен найти по запаху птицу и спугнуть ее голосом. Причем Чара знает, в каких пределах надо «нарезать круги»: 16–20 метров слева и справа от хозяина.
Главное, по словам Владимира, идти по ветру, чтобы собака могла распознать запах дичи лучше. Птицы постоянно меняют свое положение, поэтому приходится прочесывать сотни метров, а то и километры, прежде чем Чара что-нибудь учует.
Когда вальдшнеп взлетает, его полет очень низкий и при этом быстрый: попасть неподготовленному человеку почти невозможно. В случае «победы» охотника собака должна найти битую птицу и подать хозяину в руку.
Дичи в лесах Нижегородской области много. Главная проблема — не найти ее, а просто отправиться на охоту. Нужно получить разрешение на оружие, множество справок, лицензию охотника и путевку (или разрешение).
Не на всех животных можно охотиться в любое время, периоды обычно сильно разделены. Все эти ограничения нужны для того, чтобы охотники не могли навредить экосистеме. Однако иногда бывают экстренные случаи: например, охота на волков, которые могут принести серьезную опасность.
Во время нашей поездки первого вальдшнепа собака подняла буквально за 100 метров от машины в пролеске. Мы к такому готовы не были — поэтому ни видео, ни фото у нас не осталось. А вот охотник успел среагировать, прозвучал дуплет, но птица была уже далеко.
— Если у меня первый выстрел мимо, зачастую и вторым я тоже промажу. Я называю его «выстрел отчаяния», — делится Владимир.
Дальше мы пошли в глубь леса, недалеко от границ Сормовского района. В тех местах раньше ежегодно проводился молодежный фестиваль.
— Этот Alfa Future People распугал всех зверей, раньше тут тяжело было кого-то найти. Теперь природа постепенно возвращается, — пожаловался Владимир.
Главный враг природы далеко не охотник. В нескольких местах мы наткнулись на горы мусора, в том числе и строительного. За пределы Нижнего часто незаконно свозят самосвалы с отходами — убирать эти кучи некому.
— Есть у меня один друг, любит в Подмосковье поохотиться. Однажды наткнулся на самосвал, а водитель уже весь мусор высыпал. Начали разбираться — мусорщик на него с кулаками. Тот не растерялся — припугнул его выстрелом. Потом этот водитель часа три своими руками собирал мусор под надзором, — рассказал охотник.
Другая история нас тоже удивила. Владимир рассказал, что, когда уезжает из дома, Чара берет его тапочку и несет к себе на место. Даже если его нет несколько суток, она с ней не расстается — спит, ест и таскает везде за собой. Когда хозяин возвращается, Чара стремглав мчится к нему в объятия с тапкой — свидетелями этого чуда стали и мы. Однако история знакомства со своим будущим «отцом» далеко не из веселых.
— У нас была до этого другая собака, Айка, тоже девочка. Но ее отравили догхантеры. Потеря, конечно, для семьи была очень сильной. Я решил сразу купить другую — нашли породистую, с «рабочими» родителями где-то под Рязанью. Ни цвет, ничего не волновало. Взяли ее, поехали домой. Была поздняя осень, щенку был всего 1 месяц. Чтобы она не замерзла, положили ее в черную меховую шапку, выкрученную наизнанку. Цвет ее окраса сливался с цветом шапки, всё черное. Так и появилась кличка — Чара, поделился Владимир.
Законы, защищающие природу, ужесточаются с каждым годом, и охотникам приходится подстраиваться под новые реалии. Но инициативы законодателей задевают не только их, но и обычных людей, например любителей грибов. Рассказываем, за какие грибы теперь грозит уголовная статья.