Пять раз нижегородцу отказывали в возбуждении уголовного дела по его жалобе о пытках в полиции. За два года проверяющие так и не допросили ключевого свидетеля. Последнее «отказное» постановление следователя прокуратура отменила. Проверка началась в шестой раз.
Максим Гаврилов обратился в «Комитет против пыток» два года назад. Он рассказал, что вместе с женой и тещей собрался в Большой театр. На платформе железнодорожного вокзала, где останавливается поезд на Москву, к нему подошли трое мужчин в гражданском.
— Мужчины обратились ко мне по имени, дали мне лист А4 и попросили расписаться. Я предположил, что ко мне обратились сотрудники полиции. Содержание листа я не изучал, — пояснил Гаврилов.
Оказалось, что это было постановление о его принудительном приводе на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу. Позднее выяснилось, что Гаврилова задерживали сотрудники 11-го отдела экономической безопасности нижегородского УМВД. Якобы он неоднократно отказывался явиться для дачи объяснений. Мужчина уверяет, что не является фигурантом дела и вызовов от следователя не получал.
Полицейские выкрутили Гаврилову руки, надели наручники и повели в сторону подземного перехода. Как рассказал Максим, в ответ на неоднократные вопросы о причинах задержания он получил несколько ударов по голове и в грудь. Затем его посадили в гражданский автомобиль и повезли в неизвестном направлении.
На вопросы, куда его везут, задержанному не отвечали, зато нанесли еще несколько ударов. В результате потерпевший оказался в отделении полиции № 5 Нижегородского района. Там, по словам Максима, его продолжали избивать.
От пережитого стресса Гаврилову стало плохо, вызванная полицейскими бригада скорой помощи диагностировала гипертонический криз и увезла его в больницу № 5. Судебно-медицинский эксперт зафиксировал телесные повреждения: «Кровоподтеки ушных раковин, заушной области слева, передней поверхности грудной клетки, ссадины теменно-височной области слева».
В тот же день Максим обратился с заявлением в Следственный комитет. С тех пор следователи несколько раз отказывали ему в возбуждении уголовного дела, но впоследствии отказы признавались незаконными. Последнее «отказное» постановление следователя отменила прокуратура. Начата шестая доследственная проверка.
— Мы разделяем позицию прокурора, поскольку следователи провели далеко не все проверочные действия, необходимые для вынесения законного решения, и не дали оценку важным обстоятельствам произошедшего, — рассказала юрист «Комитета против пыток» Юлия Осипова. — Так, следователи долгое время категорически отказывались искать и опрашивать очевидцев произошедшего между Гавриловым и полицейскими в подземном переходе, ссылаясь на то, что эти очевидцы постоянно проживают в Перми, а у нижегородских следователей якобы нет возможности направить своим пермским коллегам поручение об их опросе.
С ее слов, организация своими силами нашла и опросила свидетелей. После обращения юристов к замруководителя регионального следственного управления Дмитрию Канонерову сотрудники СК активизировались. Но до сих пор, спустя два года, они не опросили одного из ключевых свидетелей, который подтвердил юристам, что видел избиение своими глазами.
Напомним, два жителя поселка Бутурлино во время допроса в отделении полиции получили травмы, причем один из них, инвалид, — неизлечимое психическое расстройство. Через год следователь решил осмотреть место происшествия.
В сентябре нынешнего года ЕСПЧ вынес два решения в пользу жителей Нижегородской области. Оба пострадали от пыток в милиции, добивались возбуждения уголовных дел почти десять лет. В общей сложности они должны получить компенсацию в 53 700 евро — без малого 5 млн рублей.