На нижегородской земле доживают последние годы многие старинные дворянские усадьбы, купеческие дома и церкви. Повезло лишь единицам из них, остальные — лежат в руинах. Вспомнить хотя бы усадьбу Приклонских-Рукавишниковых в селе Подвязье близ Богородска. Она могла бы стать туристической Меккой. Могла бы, но не стала. Но про Подвязье нижегородцы хотя бы знают, а вот про так называемый замок князей Оболенских многие и слыхом не слыхивали. Между тем добраться до него совсем не сложно — усадьба расположена в с. Красная Горка Воротынского района, всего в нескольких километрах от трассы М-7 «Волга». Кстати, это объект культурного наследия регионального значения, хотя так сразу и не скажешь.
Усадьба, напоминающая средневековый европейский замок, была построена во второй половине XIX века. Глядя на краснокирпичные руины, эта эпоха представляется романтичной. Помните, как пелось в известной песне: «Балы, красавицы, лакеи, юнкера...»? Но на самом деле это была суровая эпоха. Для большинства, не для всех. Не для князей Оболенских.
Да, предки князей заслужили, выбили себе особое положение в государстве ценой ран и даже жизней: средневековая Россия вела множество войн, защищать рубежи приходилось профессиональным военным — дворянам. Но император Пётр III в 1762 году освободил знать от службы. Вот кому мы обязаны «Золотым веком» русской поэзии: без риска быть убитым в бою помещикам гораздо комфортнее было творить, у них появилось на это время. Последние полторы сотни лет существования царской России они жили очень даже комфортно. Ну а для большинства населения страны — крестьян — это был период максимального закрепощения. Многовековым трудом они не заслужили себе ничего.
Неудивительно, что после 1917 года по «прекрасной» имперской эпохе сожалели в основном дворяне. Но от суровых времён осталось кое-что действительно ценное: величественные храмы, роскошные дворцы, богатые особняки. Больше такого не будет. Как не будет нового Колизея в Риме, так и не будет нового Исаакиевского собора в Питере.
На нижегородской земле тоже больше не воздвигнут замков, которыми бы гордились потомки. Просто новому правящему классу — буржуазии — это не нужно, у капиталистов другие интересы. Свои немалые деньги они предпочитают тратить на покупку заграничной недвижимости (квартир в Майами, вилл в Ницце и пр.) и роскошных яхт. Кто через сто лет восхитится красотой торгового центра «Небо»?
Итак, «замок» Оболенских. Сердцем усадьбы является господский дом с двумя башнями, построенный по проекту архитектора Льва Владимировича Даля. Кстати, считается, что дом на берегу реки Имзы возводили местные мастера. Заказчиком же стал князь Платон Оболенский-Нелединский-Мелецкий. Землю, на которой располагается поместье, князья Оболенские (между прочим, потомки Рюриковичей!) приобрели ещё в начале XIX века у помещика Демидова.
Вокруг главного дома раскинулся роскошный парк из дубов и лип. Конечно, сейчас эти заросли выглядят далеко не так красиво, как сто лет назад. Тем не менее, усадебный парк является памятником природы.
Сын основателя усадьбы, Сергей Платонович Оболенский, усовершенствовал дом: в нём были устроены калориферное отопление, постоянное водоснабжение и канализация.
В юго-восточной башне «замка» находился резервуар с водой, которой не только снабжался дом, но питался садовый фонтан. В башню же вода поступала из Имзы, у берега которой можно увидеть остатки приспособлений для перекачки воды.
Между прочим, князь Сергей Платонович был едва ли не первым автолюбителем в этих местах. Об этом напоминает его гараж, сохранившийся до наших дней. Легко представить себе, как князь проносился на своём автомобиле по грунтовой дороге, оставляя за собой облака пыли.
В целом от усадьбы осталось очень мало. Например, вот это здание, бывшее то ли кузницей, то ли ледником (склад для скоропортящихся продуктов).
Водонапорная башня якобы тоже является осколком усадебного комплекса. Кстати, в посёлке довольно много строений, частично построенных из старинного кирпича, взятого, видимо, в руинах поместья.
После Октябрьской революции князь Оболенский эмигрировал в США, а в его поместье разместился совхоз «Восход». В главном здании усадьбы расположился Дом культуры. Можно сказать, что «замку» повезло, могли и снести, как «памятник феодализма».
Но Союз распался, и совхоз, не выдержав перехода к рыночной экономике, избавился от Дома культуры, продав здание ООО «Фирма Россия». Случилось это в 1993 году, а уже спустя год в усадьбе произошёл произошел пожар, оставивший от «замка» лишь стены.
— Дубовый пол усадьбы горел три дня, — вспоминает директор ООО «Фирма Россия» Вячеслав Голубев.
Попытки нового владельца найти виновных и взыскать с них сумму убытков, не увенчались успехом. Письма во все инстанции, вплоть до администрации президента, также не принесли плодов. По словам Вячеслава Голубева, покупка усадьбы обошлась ему в 6 млн $.
— Изначально я планировал восстановить усадьбу, но в 1994 году её сожгли. Десятки раз я писал президенту, губернатору и генпрокурору с просьбой о возбуждении уголовного дела по поджогу, а также для того, чтобы мне помогли создать проект восстановления памятника. Законно приобретённое мной имущество было продано министром имущественных отношений Нижегородской области Макаровым. По мнению Минимущества, бывший собственник не имел права продавать мне усадьбу, — рассказывает Вячеслав Голубев.
В 2010 году региональным Минимуществом здание было поставлено на кадастровый учет и зарегистрировано в качестве госсобственности Нижегородской области. После этого дом был включен в прогнозный план приватизации госимущества на 2012 год. В 2013 году в рамках реализации государственного имущества Нижегородской области здание было приобретено в собственность ООО «Стройсервис» всего за 240 тысяч рублей. Лишь в конце 2017 года здание вновь вернулось к Вячеславу Голубеву. Соответственно обязательства по содержанию и сохранению указанного объекта культурного наследия тоже теперь лежат на нём.
В региональном Управлении госохраны объектов культурного наследия сообщили, что не знают о планах владельца по восстановлению усадебного дома Оболенских.
В разговоре с журналистом NN.ru владелец усадьбы рассказал, что мечтает создать в ней международный туристическо-оздоровительный центр. Планы действительно масштабные: постройка вертолётной площадки, восстановление конезавода… Здесь можно будет, например, порыбачить или покататься на снегоходе. Вячеслав Никандрович не оставляет попыток найти инвестора для реализации своего проекта, однако пока руины по-прежнему остаются руинами. Сомнительно, что государство даст на это деньги, хотя собственник и возлагает на власти большие надежды.
Усадьба, подобно замку Шереметева в Республике Марий Эл, могла бы стать объектом притяжения туристов и предметом гордости нижегородцев, но ей крепко не повезло. Сейчас она фактически превратилась в мусорную свалку. Здесь бывают лишь случайные путешественники и ценители живописных руин.