Культура фоторепортаж Восстановили по крупицам: нижегородский музей Горького показал отреставрированные экспонаты

Восстановили по крупицам: нижегородский музей Горького показал отреставрированные экспонаты

Впервые были представлены живописные полотна Нейского и Верещагина

Один из отреставрированных экспонатов — фаянсовая шкатулка 1830–1840-х годов, принадлежавшая всемирно известному фотохудожнику Андрею Карелину | www.nn.ruОдин из отреставрированных экспонатов — фаянсовая шкатулка 1830–1840-х годов, принадлежавшая всемирно известному фотохудожнику Андрею Карелину | www.nn.ru
Один из отреставрированных экспонатов — фаянсовая шкатулка 1830–1840-х годов, принадлежавшая всемирно известному фотохудожнику Андрею Карелину

Государственный музей А.М. Горького представил экспозицию предметов, вернувшихся после реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря.

Впервые посетителям музея были представлены два живописных полотна. Первое — «Нижний Новгород с Волги», 1896 г. (художник П.В. Нейский, 1845–1922), написанное в год открытия XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки, где Максим Горький работал корреспондентом газеты «Нижегородский листок».

Так выглядела картина, многие десятилетия хранившаяся в свёрнутом видеТак выглядела картина, многие десятилетия хранившаяся в свёрнутом виде
Так выглядела картина, многие десятилетия хранившаяся в свёрнутом виде

Реставрация картины длилась целых полтора года. Холст усел, некоторые частицы красочного слоя отделились от грунта. Реставраторам для начала пришлось аккуратно растянуть основу, и только потом они приступили к восстановлению изображения. Во многих местах картины утраты были весьма значительными, поэтому на помощь мастерам центра пришли современные технологии: в инфракрасном излучении различим первоначальный рисунок автора.

Спустя 1,5 года картина обрела изначальный видСпустя 1,5 года картина обрела изначальный вид
Спустя 1,5 года картина обрела изначальный вид
Вид на нагорную часть города со СтрелкиВид на нагорную часть города со Стрелки
Вид на нагорную часть города со Стрелки

— Особенность картины в том, что художник изобразил все детали зданий очень точно. Может быть он был архитектором. Этим изображением можно даже пользоваться при реставрации зданий, чтобы понять, какой вид они имели изначально, — заметил реставратор научно-реставрационного центра им. Грабаря Антон Трофимов.

А эта картина имеет ещё более почтенный возраст — ей уже больше полутора вековА эта картина имеет ещё более почтенный возраст — ей уже больше полутора веков
А эта картина имеет ещё более почтенный возраст — ей уже больше полутора веков

Вторая картина — «Нижний базар в Нижнем Новгороде», 1860 г. (художник П.П. Верещагин, 1834–1886). Больше всего времени при реставрации полотен отнимает тонировка, то есть восстановление цвета авторской живописи в местах утраты красочного слоя.

Дорожная шкатулка для письменных и рисовальных принадлежностей также принадлежала Андрею КарелинуДорожная шкатулка для письменных и рисовальных принадлежностей также принадлежала Андрею Карелину
Дорожная шкатулка для письменных и рисовальных принадлежностей также принадлежала Андрею Карелину

После реставрации в музей вернулись мемориальные предметы, переданные в музей семьей Пешковых: декоративная деревянная полочка начала ХХ века, сделанная на заказ итальянскими мастерами, два скульптурных изображения в виде человеческих голов, выполненные в технике резьбы по дереву (первая половина ХХ века, автор А.К. Граве).

Декоративная полочка и куклы-головыДекоративная полочка и куклы-головы
Декоративная полочка и куклы-головы
Фарфоровая кукла (до 1904 года)Фарфоровая кукла (до 1904 года)
Фарфоровая кукла (до 1904 года)

Изначальный вид обрела ваза, изготовленная на Императорском стекольном заводе в 1815 году. Здесь реставраторам пришлось особенно хорошо постараться: основание было расколото на множество фрагментов, многие из которых были утрачены.

Так ваза выглядела до реставрацииТак ваза выглядела до реставрации
Так ваза выглядела до реставрации
А такой вид она имеет сейчасА такой вид она имеет сейчас
А такой вид она имеет сейчас

В музей вернулся туалетный столик, который был отправлен в старейший реставрационный центр России с утратами мозаичного набора. Столешницей в этом столике служит мозаичное панно, которое сделано известным нижегородским мастером Иваном Ляхмановым в конце XIX — начале XX вв.. Кстати, аналогичный столик, правда чуть менее нарядный, имеется в собрании Эрмитажа.

Мозаичное панно полностью восстановленоМозаичное панно полностью восстановлено
Мозаичное панно полностью восстановлено
Команда реставраторов, работавших над восстановлением экспонатов музея ГорькогоКоманда реставраторов, работавших над восстановлением экспонатов музея Горького
Команда реставраторов, работавших над восстановлением экспонатов музея Горького
Текст: Сергей Клемес
Фото: Наталья Бурухина

У нас есть свои каналы в мессенджерах Viber и Telegram. Читайте новости, где удобно! Наслаждайтесь красивыми фотографиями Нижнего Новгорода в нашем Instagram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления