Государственный музей А.М. Горького представил экспозицию предметов, вернувшихся после реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря.
Впервые посетителям музея были представлены два живописных полотна. Первое — «Нижний Новгород с Волги», 1896 г. (художник П.В. Нейский, 1845–1922), написанное в год открытия XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки, где Максим Горький работал корреспондентом газеты «Нижегородский листок».
Реставрация картины длилась целых полтора года. Холст усел, некоторые частицы красочного слоя отделились от грунта. Реставраторам для начала пришлось аккуратно растянуть основу, и только потом они приступили к восстановлению изображения. Во многих местах картины утраты были весьма значительными, поэтому на помощь мастерам центра пришли современные технологии: в инфракрасном излучении различим первоначальный рисунок автора.
— Особенность картины в том, что художник изобразил все детали зданий очень точно. Может быть он был архитектором. Этим изображением можно даже пользоваться при реставрации зданий, чтобы понять, какой вид они имели изначально, — заметил реставратор научно-реставрационного центра им. Грабаря Антон Трофимов.
Вторая картина — «Нижний базар в Нижнем Новгороде», 1860 г. (художник П.П. Верещагин, 1834–1886). Больше всего времени при реставрации полотен отнимает тонировка, то есть восстановление цвета авторской живописи в местах утраты красочного слоя.
После реставрации в музей вернулись мемориальные предметы, переданные в музей семьей Пешковых: декоративная деревянная полочка начала ХХ века, сделанная на заказ итальянскими мастерами, два скульптурных изображения в виде человеческих голов, выполненные в технике резьбы по дереву (первая половина ХХ века, автор А.К. Граве).
Изначальный вид обрела ваза, изготовленная на Императорском стекольном заводе в 1815 году. Здесь реставраторам пришлось особенно хорошо постараться: основание было расколото на множество фрагментов, многие из которых были утрачены.
В музей вернулся туалетный столик, который был отправлен в старейший реставрационный центр России с утратами мозаичного набора. Столешницей в этом столике служит мозаичное панно, которое сделано известным нижегородским мастером Иваном Ляхмановым в конце XIX — начале XX вв.. Кстати, аналогичный столик, правда чуть менее нарядный, имеется в собрании Эрмитажа.