Культура мнение Экскурсовод Ирина Потрикеева: такой ретротрамвай ни за какие миллиарды не купишь

Экскурсовод Ирина Потрикеева: такой ретротрамвай ни за какие миллиарды не купишь

По ее словам, сейчас музей нижегородского трамвая существует на энтузиазме одной сотрудницы

Ирина Потрикеева
Экскурсовод, член гильдии нижегородских экскурсоводов
Трамвай серии КМ, выпущенный на Красном Сормово в 1935 году | Источник: Ирина Потрикеева / Facebook.comТрамвай серии КМ, выпущенный на Красном Сормово в 1935 году | Источник: Ирина Потрикеева / Facebook.com
Трамвай серии КМ, выпущенный на Красном Сормово в 1935 году
Источник:
Ирина Потрикеева / Facebook.com

Нижегородцы уже несколько недель обсуждают идею городских властей закупить 11 ретротрамваев для туристических маршрутов. Настоящие ретротрамваи в Нижнем Новгороде тоже есть — они стоят в музее при депо № 1. Вот только, по словам экскурсовода Ирины Потрикеевой, полноценных условий для содержания старых вагонов там нет.

Аннушка уже пролила свое масло. Берлиоз поскользнулся, и, как и было предсказано, девушка-комсомолка отрезала ему голову. Она была вагоновожатой...

Такой ретротрамвай ни за какие миллиарды не купишь, потому что никто не продаст! Их осталось только два — в музее городского транспорта в Москве и один у нас, в Нижегородском музее трамваев. Несмотря на название КМ (Коломенский моторный), этот красавец был выпущен на нашем Красном Сормове в 1935 году. Просто первая крупная серия вагонов этого типа была построена заводом в Коломне и поэтому получила обозначение КМ, а потом присоединились и сормовичи.

Всего КМ выпускались с 1926 по 1939 год. Вагоновожатый управляет таким вагоном стоя — одна рука на контролере, другая на ручном тормозе. Сидя их и не свернешь. Первоначально его рабочее место не было даже отгорожено от салона. Прямо за спиной вагоновожатого уже стояли пассажиры, входили и заходили через дверь около водителя. Створчатые двери пассажиры открывали сами, вручную. Первоначально в таких вагонах рабочих мест для вагоновожатого было два: спереди и сзади!

Поскольку трамваи сначала были однопутными, т. е. с одной колеей, вагончик на конечной не разворачивался, а просто водитель переходил в другой конец вагона, и трамвай ехал в обратную сторону. По этой же причине и двери были с двух сторон — и справа, и слева. Вагон на фото более поздний, поэтому двери уже с одной стороны. А вот пол, как и положено, решетчатый. Удобно ведь, когда грязь и пыль просто проваливаются сквозь пол! Только холодно. Никакой печки или другого обогрева конструкция не предусматривала. Всё по-спартански: сиденья жесткие, деревянные. На ходу такой вагон звонко дребезжит, как и положено было трамваям в вашем детстве.

Этот на ходу. Реставрация трамвайному депо стоила не один миллион, но дата того стоила — столетие нижегородского трамвая отмечали в 1996 году. Тогда еще существовал вагоноремонтный завод в Гордеевке, где трамвай и отреставрировали. Поставили новые дубовые окна и двери. К сожалению, вагоноремонтный завод у нашего электротранспортного хозяйства был отжат некими силами (не буду показывать пальцем) — территория кому-то понадобилась. В этом факте ответ на вопрос, почему в Нижнем трамваи выглядят как ветераны боевых действий. Вагон этот выставлялся на Рождественской на юбилей нижегородского трамвая. Бабушки плакали и вспоминали молодость.

Сейчас эта драгоценность стоит в трамвайном депо № 1. Но не на открытой площадке, как остальные экспонаты музея, а в ангаре. Его нельзя держать под открытым небом. Остальные тоже не очень «льзя». Но других возможностей нет. Трамвайщики мечтали о полноценном музее городского электротранспорта в Кремле, в здании манежа, где и находилось когда-то депо, но вопрос закрыт, здание отдано под другое.

Сейчас музей существует на энтузиазме одной-единственной сотрудницы. Все вагоны нужно снова консервировать, убирать из-под дождя и снега, с улицы. Нужно закрыть им кабины или возможность зайти внутрь сделать регламентированной. Под присмотром музейных работников ломать руль труднее. Пусть город найдет на это средства, а не только на юбилейную пыль в глаза. Я вас обязательно позову в гости к трамваям в мае. Просто наш трамвайный парк стоит в... яблоневом саду. Ну вы понимаете!

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления