Культура мнение Экскурсовод Ирина Потрикеева: такой ретротрамвай ни за какие миллиарды не купишь

Экскурсовод Ирина Потрикеева: такой ретротрамвай ни за какие миллиарды не купишь

По ее словам, сейчас музей нижегородского трамвая существует на энтузиазме одной сотрудницы

Трамвай серии КМ, выпущенный на Красном Сормово в 1935 году
Источник:

Нижегородцы уже несколько недель обсуждают идею городских властей закупить 11 ретротрамваев для туристических маршрутов. Настоящие ретротрамваи в Нижнем Новгороде тоже есть — они стоят в музее при депо № 1. Вот только, по словам экскурсовода Ирины Потрикеевой, полноценных условий для содержания старых вагонов там нет.

Аннушка уже пролила свое масло. Берлиоз поскользнулся, и, как и было предсказано, девушка-комсомолка отрезала ему голову. Она была вагоновожатой...

Такой ретротрамвай ни за какие миллиарды не купишь, потому что никто не продаст! Их осталось только два — в музее городского транспорта в Москве и один у нас, в Нижегородском музее трамваев. Несмотря на название КМ (Коломенский моторный), этот красавец был выпущен на нашем Красном Сормове в 1935 году. Просто первая крупная серия вагонов этого типа была построена заводом в Коломне и поэтому получила обозначение КМ, а потом присоединились и сормовичи.

Всего КМ выпускались с 1926 по 1939 год. Вагоновожатый управляет таким вагоном стоя — одна рука на контролере, другая на ручном тормозе. Сидя их и не свернешь. Первоначально его рабочее место не было даже отгорожено от салона. Прямо за спиной вагоновожатого уже стояли пассажиры, входили и заходили через дверь около водителя. Створчатые двери пассажиры открывали сами, вручную. Первоначально в таких вагонах рабочих мест для вагоновожатого было два: спереди и сзади!

Поскольку трамваи сначала были однопутными, т. е. с одной колеей, вагончик на конечной не разворачивался, а просто водитель переходил в другой конец вагона, и трамвай ехал в обратную сторону. По этой же причине и двери были с двух сторон — и справа, и слева. Вагон на фото более поздний, поэтому двери уже с одной стороны. А вот пол, как и положено, решетчатый. Удобно ведь, когда грязь и пыль просто проваливаются сквозь пол! Только холодно. Никакой печки или другого обогрева конструкция не предусматривала. Всё по-спартански: сиденья жесткие, деревянные. На ходу такой вагон звонко дребезжит, как и положено было трамваям в вашем детстве.

Этот на ходу. Реставрация трамвайному депо стоила не один миллион, но дата того стоила — столетие нижегородского трамвая отмечали в 1996 году. Тогда еще существовал вагоноремонтный завод в Гордеевке, где трамвай и отреставрировали. Поставили новые дубовые окна и двери. К сожалению, вагоноремонтный завод у нашего электротранспортного хозяйства был отжат некими силами (не буду показывать пальцем) — территория кому-то понадобилась. В этом факте ответ на вопрос, почему в Нижнем трамваи выглядят как ветераны боевых действий. Вагон этот выставлялся на Рождественской на юбилей нижегородского трамвая. Бабушки плакали и вспоминали молодость.

Сейчас эта драгоценность стоит в трамвайном депо № 1. Но не на открытой площадке, как остальные экспонаты музея, а в ангаре. Его нельзя держать под открытым небом. Остальные тоже не очень «льзя». Но других возможностей нет. Трамвайщики мечтали о полноценном музее городского электротранспорта в Кремле, в здании манежа, где и находилось когда-то депо, но вопрос закрыт, здание отдано под другое.

Сейчас музей существует на энтузиазме одной-единственной сотрудницы. Все вагоны нужно снова консервировать, убирать из-под дождя и снега, с улицы. Нужно закрыть им кабины или возможность зайти внутрь сделать регламентированной. Под присмотром музейных работников ломать руль труднее. Пусть город найдет на это средства, а не только на юбилейную пыль в глаза. Я вас обязательно позову в гости к трамваям в мае. Просто наш трамвайный парк стоит в... яблоневом саду. Ну вы понимаете!

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Форумы
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Знакомства
Объявления