Я из тех, кто очень любит театр. Коронавирусный локдаун был просто невыносим для меня. Как только ограничения стали снимать, я съездила на спектакли в Москву. А вот теперь и на нижегородских сценах начались премьеры. Причем такие, которые впечатляют до мурашек, до слёз, до молчания.
Прошло уже несколько дней после спектакля, и только сегодня я решилась рассказать о своих впечатлениях от тюзовского «Папы».
Для тех, кто не любит читать эмоциональные тексты и ценит лаконичность, сформулирую свои мысли о спектакле так: серьезно, глубоко и печально.
А вот более развернутую рецензию я хочу начать с того, что после «Папы» я не аплодировала актерам. Не потому, что они играли плохо. Нет. Просто мы всем залом пережили настоящий уход человека. Даже не так. Мы пережили постепенное исчезновение и перерождение главного героя. Я не могла хлопать, я замерла и молчала. И еще несколько дней думала о том, что увидела.
Автор пьесы «Папа» — французский драматург Флориан Зеллер. В 2014 году он даже был удостоен за нее Премии Мольера. Сам Зеллер определил жанр своего произведения как трагифарс, предполагая, что в какие-то моменты вам захочется улыбнуться. Лично у меня не получилось это сделать.
«Папа» — история, знакомая многим. Она о взаимоотношениях пожилого отца Андрэ и дочери Анны. Старик болен, его мир распадается. Ему многое непонятно: то, где он находится, за кем замужем его старшая дочь, куда делась младшая. Он не узнаёт родных, постоянно теряет предметы, обо всём переспрашивает, не принимает незнакомых людей. Но при этом пытается убедить близких, что здоров и может жить самостоятельно. А мы наблюдаем, как люди в меняющихся обстоятельствах пытаются ужиться друг с другом.
Леонид Ремнёв реально перенес нас в мир своего героя. Я уже не понимала, где правда, а где фантазия Андрэ и его мысли. Да это было и неважно. Реальность одна — нам хорошо только там, где рядом есть любимые. И наш мир начинает исчезать с их уходом. Медленно, незаметно: тает, словно свеча. А потом темнота. Хорошо тем, кто верит в будущее после смерти. Только это и дарит надежду. А вот скептикам, наверно, видеть всё это просто невыносимо.
Не буду много писать о том, что старость часто становится испытанием и для самого человека, и для его близких. Да, это страшно в какой-то день понять, что твой отец, мать или дед... тебя не узнают. Ужасно признаться, что ты больше не можешь жить в этом аду, но и без него тоже не можешь. А когда всё заканчивается, испытываешь и печаль, и облегчение.
Но я думала не только об этом. Мне не давали покоя мысли о том, что никто из нас не знает, какой будет наша старость: последние годы, месяцы, дни. Будем ли мы сводить с ума своей реальностью родных? Будут ли близкие рядом? Не станет ли кто-то из них задавать вопрос: «Сколько вы будете еще нас мучить?!» Раздражаться и ненавидеть. Как хочется, чтобы нас просто любили, искренне, по-детски.
И еще. Идите на этот спектакль с теми, кому вы реально доверяете. Не берите туда случайных знакомых. Такое надо переживать только с родным человеком.
Были на премьере «Папы» в ТЮЗе?