Династия купцов-старообрядцев Бугровых считается одной из самых знаменитых как в Нижнем Новгороде, так и за его пределами. Дореволюционные коммерсанты многое сделали для столицы Приволжья тех времен. По сей день немало объектов носят названия в честь этих промышленников. Корреспонденты NN.RU побывали в селе Филипповском — месте, куда уходят корни знаменитого рода.
Петр Егорович родился в 1785 году в небольшой и бедной деревеньке Тоскуево. Мальчику было всего четыре года, когда умерла его мать. Отцу тогда ничего не оставалось, кроме как привести в семью новую женщину, которая займется хозяйством и воспитанием детей — у Петра были еще две маленькие сестренки. В семье появились еще дети, а денег катастрофически не хватало.
Из-за беспросветной бедности шестилетнему Петру пришлось обучаться пастушьему ремеслу и приносить доход в разросшуюся семью. Мальчик освоил мастерство и в 16 лет покинул родную деревню, поселившись в селе Попово, неподалеку от Филипповского.
В те времена крепостные крестьяне, имевшие статус уездных, могли покинуть свое село и поселиться в аналогичном. Отрок прошел пешком около 40 км до села Попово, чтобы наняться к местному зажиточному крестьянину по фамилии Мясников. Петру поручили валять валенки и шапки-полуярки, а также пасти скотину. Молодой человек быстро этому научился и хозяев подкупил своим добрым нравом. Кроме того, юноша виртуозно и задорно играл на балалайке. На молодежных посиделках по вечерам он стал душой компании и получил прозвище Петрушка-балалаечник. Так и прожил два года.
Тогда же в доме Мясникова подрастала невеста — прекрасная девушка Анастасия. Как известно, в те времена соблюдалась строгая иерархия — жениться можно было только на человеке своего сословия. Девушкам из состоятельной семьи жениха всегда лично подбирал отец.
Мясников строил большие планы на свою дочь Анастасию, но упустил момент, когда молодой Петр до беспамятства влюбился в нее, девушка ответила ему тем же. Будущий купец понимал, что зажиточный крестьянин никогда не отдаст свою дочь замуж за батрака. Тогда молодежь решилась на дерзкий поступок — решили обвенчаться без родительского благословения. В одну из ночей влюбленные отправились пешком до городецкой часовни и там скрепили свой союз.
Венчание тогда имело в глазах людей нерушимую силу, ведь люди заявляли о своем союзе перед Богом. Поэтому, когда они вернулись домой и заявили о своем браке, то вмиг стали изгоями — Мясников с позором выгнал их из дома. Петру ничего не оставалось, кроме как наняться в Нижний Новгород бурлаком. Он отправился на бурлацкий базар, который тогда располагался неподалеку от будущей «Миллиошки» — площади, где в XIX веке Бугровы построят ночлежку для нищих. Молодого бурлака там встретили с радостью, ведь он был старообрядцем, а их всегда на службе принимали охотнее остальных. Это связано с тем фактом, что большинство религиозных тогда были честными и непьющими, что ценилось в работе.
Так Петр Егорович стал батраком. За путину с апреля до конца октября ему платили 37 серебреников, что считалось хорошими деньгами. Работа была тяжелой, и нанимались люди батраками не от хорошей жизни — самому младшему из ватаги было всего 8 лет, ему поручили готовить для бурлаков.
Будущий купец проработал на этом месте три года, после чего за хорошую службу был повышен до грузчика-крючника. Работа эта тоже была сезонной, но гораздо легче бурлацкой. Петр перетаскивал многокилограммовые кули с солью и грузил их на баржи, откуда соль развозилась по всей России. Заслужив доверие хозяев, молодой человек начал сопровождать баржи с солью, попутно начиная свою коммерческую деятельность. По Семеновскому уезду он начинает скупать всё — от поварешек до пеньки. Товар грузил на баржу и по пути следования перепродавал местным. Так ему удалось скопить первый капитал, с которым через пять лет он вернулся домой.
Нижегородец заявил тестю, что заработал денег и может содержать свою семью. Тот принимает зятя и начинает хлопотать для получения дома, где поселятся молодые. Сельский приход тогда предложил Егорову только место под стройку дома без надела земли, так как он не родился в этих краях. Место находилось на бугре и считалось самым непрезентабельным. Впоследствии Егоров получил кличку Бугров.
На накопленные деньги он строит дом и начинает реставрировать заброшенные мельницы на Линде. Попутно Бугров продолжает свою коммерческую деятельность по продаже поварешек и пеньки и первым завозит в родные края пшеницу, которая здесь никогда не росла. На отреставрированных мельницах Петр готовит муку и начинает ее продавать. По ходу роста мукомольного дела купец начинает заниматься доставкой гречи, пшена и других культур, а также берет подряды на строительство дорог и домов.
Так начиналась история знаменитого рода Бугровых. Но примечательно, что со своей кличкой молодой человек так и не смирился, в источниках он упоминается как Петр Егорович. Но его дети и внуки жили и творили историю уже под фамилией Бугровы.
Ранее мы также делали материал о последнем старообрядческом ските, оставшемся в Нижегородской области. Он находится в селе Филипповском и тесно связан с историей Бугровых. День на строительство церкви в скиту выделил один из династии Бугровых, а также купец Блинов. Добавим, что именно у этой церкви находится захоронение Петра Егоровича.