Экология обзор Бизнес на свалках: что изменила мусорная реформа в Нижегородской области за два года

Бизнес на свалках: что изменила мусорная реформа в Нижегородской области за два года

За что платим и что получаем

В Нижегородской области работают девять регоператоров. Крупнейшие из них — это «Нижэкология-НН» и «Ситиматик — Нижний Новгород»

Мусорная реформа существует в России с 2019 года, однако пока население не замечает ее эффективности. Корреспондент NN.RU выяснила, как реализуется эта реформа в Нижегородской области и в чём ее недостатки.

В чём суть мусорной реформы. Коротко


Мусорная реформа появилась в России в 2019 году. С этого времени вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО) стали заниматься региональные операторы, а не управляющие компании, как это было раньше. Также предполагалось, что большая часть отходов пойдет в переработку и будет использоваться вторично, а не гнить на свалках и полигонах.

За это жители должны сами сортировать свой мусор, например, отделять пластик, стекло, макулатуру, а также платить регоператору за услуги.

Как работает система у нас


Согласно постановлению правительства Нижегородской области, в регионе работают девять регоператоров. Наибольшее число отходов ежегодно образуется в областном центре — примерно 360 тысяч тонн, Дзержинске — около 70 тысяч тонн и в Кстовском районе — 35,7 тысячи тонн.

По данным нижегородского Центра управления регионом (ЦУР), в 2019 году специалисты приняли больше 2,1 тысячи обращений, касающихся мусорной реформы. Большая часть из них — жалобы на несвоевременный вывоз мусора, вопросы, связанные с оплатой за услугу обращения с ТКО, а также сообщения о стихийных свалках. В 2021 году похожих обращений стало уже почти 3,2 тысячи, а с начала 2022 года по 31 марта — 730.

— В первую очередь, жалобы идут именно на несвоевременный вывоз ТКО. Причин может быть несколько: как и неудовлетворительная работа регионального оператора, так и отсутствие возможности проехать к контейнерам из-за снега или иных погодных условий, — сообщили в ЦУРе.

«Регоператоры сели населению на шею»


По мнению нижегородского эколога и активиста Асхата Каюмова, мусорная реформа значительно не изменила ситуацию в регионе и в стране с переработкой мусора, а лишь увеличила доходы региональных операторов.

— Нормального раздельного сбора мусора у нас нет. Регоператоры должны из ТКО отбирать вторсырье и отправлять его на переработку. При этом реальный процент этой переработки в лучшем случае составляет 10%, остальное по-прежнему закапывают на полигоне, — сказал эколог.

Он отметил, что в законе существует такое понятие, как обработка мусора, то есть разборка, очистка и сортировка.

— Это дает красивую отчетность: обработано 70–80% коммунальных отходов. Цифра отличная, но переработка вторсырья и его дальнейшее использование не реализуются, — сказал Каюмов.

Реформа требует переработки


По его словам, чтобы мусорная реформа работала на благо населения, в нормативную базу необходимо внести правки. В Нижегородской области тариф за услуги регоператора рассчитывается, исходя из площади, которую он обслуживает, а не из количества людей, проживающих на данной территории.

— Каждый год в регионе вводится примерно 1 миллион квадратных метров жилья, а процент населения в области уменьшается. То есть регоператор каждый год получает всё больше денег за вывоз мусора. Получается, что мусор у нас создают квадратные метры, а не люди. Это надо исправлять и рассчитывать тарифы по-другому, — прокомментировал эксперт.

Кроме того, население платит деньги не за количество килограммов производимого мусора, а за его объем. Например, вы выкинули картонную коробку из-под холодильника и заплатили за нее как за 1 кубометр мусора, затем регоператор ее спрессовал и получил уже 0,5 кубометра.

Еще одна проблема мусорной реформы в том, что люди не заинтересованы сортировать отходы, поэтому это делают лишь единицы.

— Людям говорят: сортируйте мусор, а потом еще платите деньги за то, чтобы мы его вывезли. Регоператор его рассортирует и продаст. А в чём интерес людей? Например, можно поставить во дворе контейнер, где будет только картон. Когда бак заполняется, жильцы продают вторсырье компании, получают за это деньги, а мусор вывозится. Регоператор здесь не нужен вовсе, потому что это мой картон, я его отсортировал и отдал, кому захотел, — сказал Каюмов.

Кроме того, по мнению эколога, необходимо ввести залоговую стоимость за упаковку, как было в Советском Союзе, когда лимонад стоил 20 копеек, а пустую бутылку из-под напитка принимали в специальных пунктах за 12 копеек. Также в России необходимо ввести универсальные одинаковые стеклянные бутылки.

— В Европе пиво продается в стандартных зеленых и коричневых бутылках. А у нас каждый пивзавод выпускает свои. Эту тару потом отсортировать очень сложно, и единственное, куда она годится, — на стеклобой. Вторично использовать ее уже не получится, — отметил эколог.

Свалки всё равно останутся


Каюмов добавил, что при должном законодательстве мы можем вообще отказаться от мусорных ведер в квартирах, потому что они больше не понадобятся. Для этого в законе необходимо прописать, чтобы в каждой квартире в новостройке был установлен измельчитель пищевых отходов.

— Бытовая органика сильно портит вторсырье. Если газету облить кислыми щами, это уже не макулатура. Но если она будет измельчаться в кухонной раковине, а после уходить в канализацию, то жить станет проще всем. А вместо пакета с мусором у нас будут емкости для сортировки разных упаковок. Эта схема позволяет фантастически уменьшить число захороняемых отходов, — отметил он.

Однако совсем от полигонов мы отказаться не сможем, поскольку отходы, которые невозможно переработать, всё же существуют, например, это детские подгузник и средства личной гигиены.

Проблемы регоператоров


Как рассказал NN.RU представитель регопертатора «Ситиматик — Нижний Новгород» Денис Вотинцев, одна из проблем реформы связана с недостаточно развитой инфраструктурой: большое количество контейнерных площадок не оборудованы. Обустраивать их должны собственники земельных участков, на которых контейнерные площадки расположены. Чаще всего это муниципалитеты, но у них пока не хватает на это средств. Кроме того, в некоторых населенных пунктах нет хороших дорог, крупная техника увязает в грязи или снегу и не может вовремя вывезти мусор.

— Еще население недостаточно хорошо разбирается в том, что такое твердые коммунальные отходы. Согласно закону, ТКО — это отходы, которые образуются внутри жилого помещения в результате жизнедеятельности. То есть автомобильные шины, строительный мусор от капитального ремонта или деревья — это не твердые коммунальные отходы. Их нельзя размещать на контейнерных площадках. Их вывоз необходимо осуществлять отдельно, при этом обращаться к компаниям, имеющим соответствующие лицензии, — сказал представитель «Ситиматик — Нижний Новгород».

По словам директора регоператора «Нижэкология-НН» Андрея Паршина, на данный момент полноценной системы раздельного сбора ТКО не существует, поскольку некоторые виды мусора либо не перерабатываются (разноцветная пленка), либо их переработка дорогая.

— Рентабельна переработка только таких ходовых фракций, как ПЭТ, ПНД (виды пластика), жесть, алюминий, чистый картон. Все остальные и большая часть фракций (видов мусора), чтобы развивалась их переработка, необходимы какие-то механизмы финансирования, субсидирования или выделения средств, поступающих из программы расширенной ответственности производителя. Все европейские переработчики, как правило, финансово поддерживаются на государственном уровне, — сказал Паршин.

Промежуточные итоги и планы


Стоит отметить, что в «Зеленом рейтинге» регионов РФ, представленном Российским экологическим оператором, Нижегородская область по итогам 2021 года заняла третье место — после Московской и Ярославской областей.

В Министерстве экологии и природных ресурсов эту оценку объяснили в том числе тем, что регион лидирует по инвестициям в инфраструктуру ТКО.

— За 2021 год в Нижегородской области доля обрабатываемых отходов от общего потока ТКО увеличилась на 30%, а доля утилизированных отходов выросла почти на 5% за последние три года. В настоящее время показатель сортировки отходов в регионе составляет порядка 80%, — рассказали в правительстве.

Как уточнил эколог Асхат Каюмов, в Нижегородской области процент обработки мусора действительно высок, и в регионе тратятся большие деньги на реализацию мусорной реформы.

— Вопрос в том, как мы мерим: самый важный показатель успешности реформы — это сколько мусора не закапывается на полигонах, а уходит на вторсырье. Мы пока оцениваем только его сортировку, — сказал он.

Также в министерстве сообщили, что в рамках нацпроекта «Экология» в Нижегородской области планируется ликвидировать семь крупных несанкционированных свалок: три — в областном центре на улице Заовражной, Московском шоссе и на территории СНТ «Родник», остальные свалки находятся в Первомайске, Богородске, Дзержинске и Володарске.

Сейчас рекультивируется свалка в Шуваловской промзоне в Нижнем Новгороде. На данный момент отсепарировано почти 65% свалочных масс, работы планируется завершить к декабрю 2022 года. Также в этом году начнется ликвидация свалок в Богородске и Первомайске, сроки окончания работ — 2024 год.

— При этом в регионе также остаются несанкционированные свалки меньших объемов... При поддержке правительства органы местного самоуправления в 2022 году продолжат ликвидировать несанкционированные свалки отходов в рамках реализации госпрограммы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», — добавили в правительстве.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления