Ряд зарубежных брендов бытовой техники и электроники объявил об уходе с российского рынка. При этом с полок они не исчезли — компании начали поставлять товары через параллельный импорт. Мы прогулялись по нижегородским магазинам и узнали, что в них продают и сколько стоит техника.
Что стало с брендами
При входе — столы со смартфонами, за ними — полки с ноутбуками, планшетами, а чуть дальше идут ряды стеллажей с бытовой техникой. Кажется, что все товары те же, что и были год назад. В продаже, например, можно найти немало вещей знакомых брендов: Bosch, LG, Indesit.
— Тот же Samsung объявил, что уходит с российского рынка, но товар к нам поступает по параллельному импорту через дружественные государства, — сообщил нам менеджер нижегородского DNS Илья.
Он заявил, что в их магазинах дефицита товара сейчас нет, а даже, наоборот, — появляются новые бренды. По его словам, сейчас многие компании будут пользоваться положением и занимать рынок.
Похожая с DNS ситуация и в других магазинах бытовой техники. «Параллельные» товары можно встретить на полках «М.Видео», «Технопарка» и других сетей.
Интересен в этом плане опыт региональной сети — магазина «Симона». Как рассказал представитель компании Николай, некоторые товары они поставляют со складов, так как не все европейские производители ушли из России. К примеру, словенская компания Gorenje «более-менее поставки ведет».
— Сначала было замешательство, первый месяц-полтора. Многие проекты были на паузе, но это нужно было уже заканчивать. Те, кто страдает за свое дело, как мы, те достаточно быстро определились с параллельным импортом, — отметил Николай.
По его словам, больше всего из-за санкций пострадал средний ценовой диапазон. Ушли «немцы»: Bosch, Siemens, Neff. «Симона» в начале пыталась перейти на какие-то китайские марки, но заказчику они оказались не нужны. Тогда компания начала поставлять часть брендов через другие страны. Из-за этого, как отметил Николай, изменилась логистика, а с ней и время доставки товара.
— Конечно, был риск, мы попробовали. Мало что понятно в этой схеме, но она хоть как-то отработана. Мы закрываем достаточно большой спрос на эту технику в Нижнем Новгороде, уже хорошо.
Если говорить об ассортименте неевропейской электроники в магазинах Нижнего Новгорода, он представлен такими брендами, как тайваньский MSI, китайские Haier, Midea, Xiaomi и другие.
У нас каких-либо резких вкраплений малоизвестных брендов не произошло, по крайней мере, так это выглядит, судя по перечню товаров в магазине. При этом наши коллеги из других городов, например из Челябинска, говорят о появлении в их магазинах десятков китайских, турецких, российских и белорусских компаний.
По данным, предоставленным NN.RU пресс-службой Ozon, ассортимент бытовой техники и электроники, доступный нижегородцам, за этот год вырос вдвое. В основном интерес покупателей приходится на мелкую технику — в пятерку популярных брендов вошли Scarlett, Kitfort (Россия), Xiaomi, Marta (Китай), Philips. Жители города чаще всего заказывают на этой площадке смартфоны и беспроводные наушники.
Как изменились цены на холодильники, плиты и другую бытовую технику
Менеджеры в нижегородских магазинах техники уверяют, что стоимость товаров откатилась к показателям начала года. Представители DNS сообщили, что в начале возникла проблема с курсом доллара и «было некое недопонимание в плане ценообразования». Сейчас, по их словам, всё «более-менее спокойно».
Напомним, в феврале, сразу после начала спецоперации, люди кинулись скупать бытовую технику, а магазины, в свою очередь, подняли стоимость товаров из-за нестабильного курса валюты. С полок тогда поубирали ценники и выставили таблички с просьбой уточнять цены у консультантов.
Статистику по изменению цен в крупных сетях не предоставили. Однако какие-то данные можно узнать из Росстата. Мы проследили изменение цен по сравнению с октябрем прошлого года. После изучения статистики гораздо страшнее стала выглядеть поломка стиральной машины — рост ее стоимости составил почти 50%.
Росстат следит за средней ценой на товар, беря в расчет и самые бюджетные модели, которые покупатели зачастую обходят стороной. Качественные экземпляры проверенных брендов проходят по более высокой ценовой планке.
Стоимость холодильников (LG, Gorenje, Samsung) в нижегородских магазинах начинается в среднем от 50–60 тысяч рублей. Цена на стиральные машины (LG, Dexp, Samsung) сильно варьируется и составляет в основном от 37 до 59 тысяч рублей. Самые дорогие модели (Samsung, LG) можно найти и за 70–90 тысяч.
Плиты (Gorenje, Indesit) продают в среднем за 30 тысяч рублей. Бюджетные модели предлагает бренд Flama — производитель из Краснодарского края. Плиты этой марки можно купить примерно за 15 тысяч рублей.
Ассортимент микроволновок (LG, Samsung, Gorenje) сильно разбросан по ценовым категориям. Можно найти модели как за 5–7 тысяч, так и за 15–18 тысяч рублей.
Сильно бросаются в глаза ценники на новые телевизоры: LG за 64 тысячи, Samsung за 69 тысяч, Xiaomi за 139 тысяч рублей. Конечно, есть и более дешевые модели в районе 30 тысяч, но дорогих экземпляров на полках также немало.
Что касается онлайн-площадок для покупки техники, в пресс-службе Ozon сообщили, что из-за увеличения ассортимента новыми брендами снизились средние цены на товары. На популярные товары (ноутбук ASUS, смартфон Xiaomi, пылесос Ginzzu (Тайвань), плита Hansa), по данным маркетплейса, цена снизилась с января на 15–40%.
Кстати, пылесосы Ginzzu и смартфоны Xiaomi по сравнению с началом года нижегородцы стали покупать чаще в 5–6 раз. Также активно они стали заказывать телевизоры Hartens (Россия) и ноутбуки ASUS.
Чем рискуют покупатели
По словам менеджеров нижегородских магазинов, параллельный импорт позволил им закрыть дефицит техники. Он же, судя по тому, как изменились цены за год, помог придержать стоимость товаров. При этом у самой системы есть свои риски.
— Проверяйте страну-производителя телефона. Индийские «Самсунги» не активируются в России. Продавцы об этом не предупреждают! Это становится известно при попытке настроить телефон. Некоторые функции телефона не работают в нашем регионе, — оставил отзыв один из покупателей на сайте сетевого магазина.
Ему ответила поддержка бренда в России. По их информации, такие сложности, действительно, могут возникнуть, если модель имеет региональную блокировку или привязку к конкретному оператору.
— Смартфоны, изначально не предназначенные для продажи на территории РФ, могут не поддерживать некоторые функции, например Samsung Pay или карты МИР. Может отличаться и другой функционал, — отметили в поддержке.
Напомним, еще летом «Коммерсантъ» писал о наплыве из-за параллельного импорта ноутбуков и клавиатур без русской раскладки.
Другая проблема связана с сервисным обслуживанием. Не все компании, работая в системе параллельного импорта, могут предоставить покупателям гарантийный ремонт. Сейчас эти обязательства перешли с производителей на продавцов, и уже последним приходится решать вопрос с поставкой запчастей.
По словам директора Ассоциации сервисных центров Алексея Виолина, получить оригинальные запчасти для продукции популярных брендов практически невозможно, и лучшее, на что может надеяться потребитель, — это возврат денег.