Палящее солнце, звуки рупора и сигналы машин, палатки, флаги с логотипами вузов из разных городов и увлеченные студенты. Так началось 8 июля — финальный день соревнований автономных транспортных средств «РобоКросс-2022». Ребята испытывали свои беспилотные автомобили в реальных условиях с 5 июля и представили разработки судьям в пятницу. Что это за соревнования, как студенты создают свои проекты, откуда ребята приехали и что всем дает этот конкурс — читайте в репортаже.
Главная задача состязаний «РобоКросс» — воспитать инженеров будущего. На соревнованиях участникам нужно продемонстрировать свои решения по переоборудованию транспортного средства в беспилотник, протестировать автомобиль в полевых условиях в ходе смоделированной дорожной ситуации и в автономном режиме пройти трассу с препятствиями, выполнить развороты и другие маневры. Испытания автоматизированных транспортных средств «РобоКросс» организуют Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» и Горьковский автомобильный завод — в рамках образовательной программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России».
— 12 лет назад, когда мы первый раз проводили «РобоКросс», было много скептиков, которые считали, что говорить о роботизации и беспилотной технике еще рано. Что ж, они оказались не правы, — отметил управляющий директор Горьковского автозавода Андрей Софонов. — Уже сейчас мы активно внедряем эти технологии в производстве автомобилей ГАЗ, например, используем автоматизированные системы помощи водителю. И для таких высокотехнологичных проектов необходимы квалифицированные кадры, обладающие соответствующими компетенциями и умеющие мыслить нестандартно. Поэтому мы поддерживаем программу «Робототехника», которая играет огромную роль в подготовке инженеров для нашей компании.
Волнение и аплодисменты на старте и финише
Полигон ГАЗа, где участники провели почти неделю, — весьма комфортный для работы в полевых условиях. Организаторы оборудовали мастерскую, столовую, зону отдыха, образовательные шатры и создали комфортные бытовые удобства. Играет музыка, а студенты не отходят от своих изобретений. В этом году в соревнованиях участвует 7 команд — из Нижнего Новгорода, Москвы, Ульяновска, Коврова, Санкт-Петербурга и новички — из Ростова-на-Дону. Четыре команды взяли за основу для разработки беспилотников автомобили «ГАЗель».
Создать машину-робота — это полдела. Важно суметь адаптировать автомобиль под погодные и дорожные условия. Поэтому трасса для испытаний беспилотников специально приближена к реальности — грунтовая дорога, где датчики и лидары на автомобилях должны видеть даже сквозь пыль дорожные знаки, уметь реагировать на препятствия. И это для многих участников было непросто.
У команд есть условные 10 минут на прохождение трассы и только две попытки. Первые пара минут — самые волнительные. И когда автомобиль трогается с места без человека за рулем, ребята, наблюдающие за происходящим на старте (даже соперники), начинают хлопать и поддерживать радостными криками. Далее автомобиль объезжает или наезжает на препятствия, разворачивается и возвращается. Если машина-робот доехала до финиша, то ее снова сопровождают бурные аплодисменты.
Главное — вырастить новое поколение инженеров
Удивительно, но на полигоне не чувствуется духа конкуренции и соперничества. Наоборот, здесь царит дружелюбная и позитивная атмосфера. Нередко участники разных команд советуются друг с другом, общаются и шутят. Всё это потому что «РобоКросс» — это в первую очередь образовательная площадка, где главное не победить, а поставить реальные цели и выполнить их.
— Наша задача — помочь студентам технических вузов улучшить прикладные навыки. Из года в год мы смотрим, как ребята справились с задачами в прошлом году, анализируем и решаем, что подправить, добавить, усложнить, — разъяснил руководитель программы «Робототехника» фонда «Вольное дело» Максим Петров. — В этом году могу отметить, что команды начали фокусироваться на конкретных задачах системы ADAS (система интеллектуальной помощи водителю) — парковке, распознавании знаков и препятствий. И, по-моему, это правильно, потому что решение ADAS-задач — это большой вклад в будущее нашего автопрома.
Проводя «РобоКросс», представители Горьковского автозавода не только присматриваются к перспективным ребятам и готовят новые инженерные кадры, но и позволяют молодежи взглянуть на актуальные проблемы незамыленным взглядом.
— Программа «Робототехника», созданная по инициативе Олега Дерипаски, дает возможность человеку реализовать свой потенциал в крупных инженерных центрах и создавать что-то новое, революционное, — сказал главный инженер-конструктор Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» Михаил Иванов. — Немало выпускников программы «Робототехника», которые прошли все этапы, с удовольствием трудятся в нашем ОИЦ и ведут новые проекты, в том числе, направленные на импортозамещение. Плюс мы стараемся применять инновации, которые предлагают студенты. Например, мы с ребятами тестировали беспилотный электромобиль, совершенствовали его, и уже больше года он работает в режиме эксплуатации на объекте и решает реальные задачи.
Проигравших нет
Судей было несколько, и все они — инженеры-конструкторы ГАЗа. Оценивались аккуратность вождения, скорость, выход за полосу, объезд препятствий, возможность экстренного торможения и еще множество параметров. За успех команды получали баллы, а за нарушения — штрафы.
Третье место заслужил новичок испытаний — Донской государственный технический университет. Серебро получила Ковровская государственная технологическая академия имени В .А. Дегтярева, а золото — Ульяновский государственный технический университет, продемонстрировавший эффективные технические решения, внедренные на автомобиле «ГАЗель NEXT» для повышения его функциональности при беспилотном режиме вождения.
Остальным командам посвятили отдельные номинации. Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева — «За волю к победе», Московский политехнический университет — «За оригинальное решение», двум командам из Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета — «За технический прогресс» и «За исследовательский потенциал».