Все новости
Все новости

Перспективы развития рынка Интернет в Нижнем

28 октября в бизнес-центре «Лондон» состоялась конференция «Фиксированная связь: тенденции и перспективы регионального рынка».

На конференции были представлены все ведущие игроки фиксированной связи Нижегородского региона, представители органов власти, жилищно-коммунального хозяйства и средств массовой информации.

На конференции были представлены все ведущие игроки фиксированной связи Нижегородского региона. С докладом о вопросах эффективности бизнеса оператора фиксированной связи, а также о текущем состоянии рынка выступил заместитель генерального директора Нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком» Дмитрий Проскура. Обозначив широкополосный доступ в Интернет как основной драйвер роста на телекоммуникационном рынке, г-н Проскура охарактеризовал основные тенденции европейского и российского рынка ШПД. В частности, было отмечено, что российская интернет-аудитория является самой быстрорастущей в Европе, годовой прирост составляет 27 %, что также является самым высоким показателем по Европе. При этом российский рынок не насыщен, уровень проникновения составляет 14 %, а количество пользователей – 17,5 млн по состоянию на июнь 2008 года. Для сравнения были приведены показатели в Европе, где средний прирост портов составляет 8 %, а средний уровень проникновения – 39 %. Также была отмечена особая ситуация, сложившаяся в Москве: там уровень проникновения ШПД составляет 59 % (2,3 млн пользователей) и превосходит показатели многих европейских стран.В качестве региональных тенденций телекоммуникационного рынка России было отмечено насыщение рынка услуг традиционной телефонной связи, сокращение проводного вещания, стабилизация рынка услуг мобильной связи, постепенное сокращение рынка услуг коммутируемого доступа, а также бурное развитие рынка услуг широкополосного доступа. Данные положения были проиллюстрированы цифрами по деятельности ОАО «ВолгаТелеком»: так, в области предоставления услуг традиционной телефонии к концу 2008 года ожидается нулевая очередь на установку телефона, а на данный момент этот показатель равен менее 0,2 %. Что касается доступа в Интернет, то, несмотря на активное развитие ШПД-услуг (если в 2007 году в Нижегородском регионе насчитывалось около 83 тыс. ШПД-абонентов, то в 2008-м их число превысило 183 тыс.), как отметил Дмитрий Проскура, в ближайший год пользование коммутируемым доступом еще не сойдет на нет.Далее докладчик остановился подробнее именно на рынке широкополосного доступа. Его тенденцией является выход в регионы крупных игроков, что ведет к усилению конкуренции. Исходя их этого ОАО «ВолгаТелеком» представило основные моменты своей программы развития, как-то: повышение технического и сервисного качества услуги ШПД, развитие на высоконкурентных рынках технологии Ethernet, а также развитие дополнительных сервисов (контентных сервисов J, услуг безопасности, интерактивного IP-TV, видео по запросу), и в результате сохранение лидирующего положения компании на рынке услуг широкополосного доступа. Было отмечено, что на данный момент на территории Нижегородской области ОАО «ВолгаТелеком» обслуживает 183,672 тыс. абонентов и продолжает сохранять высокую динамику прироста, в то время как абонентская база прочих игроков региона составляет 65,198 тыс.Несколько слов было сказано и о технологиях. Дмитрий Проскура обозначил достоинства и недостатки как технологии ADSL, которую на данный момент преимущественно использует ОАО «ВолгаТелеком» для предоставления ШПД-услуг, так и FTTx. Что касается ADSL, то здесь против таких достоинств, как подача быстрого сервиса в массовом масштабе и предоставления индивидуального выделенного канала связи абоненту, имеется ограничение пропускной способности и ограничения по электромагнитной совместимости. С одной стороны, FTTx решает данные проблемы, имея возможность повышения технического и сервисного качества услуги ШПД, а также возможность существенного увеличения пропускной способности сетей доступу (до 1 Гбит/с на абонента), но здесь существуют такие сложности, как высокая стоимость строительства сетей FTTH и, помимо этого, проблемы с собственниками жилья в вопросах размещения оборудования, причем данной теме на конференции было уделено особое внимание. Также было уделено внимание и развитию сетей нового поколения (NGN), что позволяет оптимизировать технологическую

инфраструктуру, процессы обслуживания, предоставлять дополнительные сервисы, а также снизить эксплуатационные расходы.Не остался в стороне и вопрос противостояния беспроводного и проводного доступа. Здесь Дмитрий Проскура отметил, что при некоторых преимуществах первого, а именно возможности оказания услуг в труднодоступных местах и предоставления пользователю мобильности, проводной доступ выигрывает по безопасности и надежности. «Беспроводной и проводной доступ – один и тот же рынок, но глобального противостояния между операторами беспроводной передачи данных и фиксированной связи в настоящее время нет», – подчеркнул г-н Проскура.Другие игроки рынка также представили на конференции свое видение рынка и бизнес-решения в области широкополосного доступа. Директор по развитию ООО «Агентство деловой связи» (группа компаний «ВымпелКом») Алексей Коробков в своем докладе «Мультисервисность – один из способов повышения эффективности работы оператора связи» рассказал об услугах компании, предоставляемых на основе мультисервисных сетей под брендом «Билайн Бизнес». В качестве предпосылок развития мультисервисных сетей были названы развитие предприятий с многофилиальной и территориально распределенной структурой, повышение роли информационного обмена, повышение требований клиентов к набору предлагаемых услуг, их качеству и стоимости, а также возникновение необходимости передачи по одному каналу речи, данных, видео и т. д. Что касается присутствия компании в Нижегородском регионе, то сеть АДС протяженностью более 700 км охватывает 8 районов города, имеется 95 объектов связи, а также используется собственная ВОЛС до Москвы. Также в данный момент реализуется проект строительства сети ШПД в Нижнем Новгороде, инвестиции в который составляют более $10 млн. Сейчас охват сети составляет более 350 тыс. домохозяйств в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Сарове, Кстово и Арзамасе, общая длина проложенной оптики составляет более 300 км, проводится тестирование комплекса triple play.Исполнительный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Нижнем Новгороде Эльвира Баклашкина подчеркнула выход крупных игроков в регионы и обозначила некоторые тенденции развития рынка ШПД. По данным, приведенным докладчицей, в России количество подписчиков может увеличиться в 2,4 раза до 2010 года и в 3,6 раза - к 2014 году. Проникновение в крупных городах может достичь европейского уровня – 48-49 %. Основным потребителем услуги являются частные абоненты, отмечается активный рост числа домашних пользователей: если в 2007 года в России насчитывалось 5,3 млн абонентов, то к концу 2008-го ожидается 9,7 млн. При этом число корпоративных пользователей исчисляется пока сотнями тысяч. Что касается рынка ШПД в Нижнем Новгороде, то за год (с 1-го полугодия 2007 года до 1-го полугодия нынешнего) рынок вырос более чем на 9 %. Что касается самой компании «ЭР-Телеком», то строительство ее сети Нижнем Новгороде планируется окончить в 2009 году и охватить более 300 тыс. квартир.В начале текущего года на нижегородский рынок ШПД вышел еще один игрок – ЗАО «Национальные мультисервисные сети», предоставляющее услуги под торговым брендом «АБВ». На прошедшей конференции данную компанию представил коммерческий директор Нижегородского филиала ЗАО «НМС» Виталий Соколов, посвятивший свой доклад развитию мультисервисных услуг. «Мультимедийные услуги на базе широкополосного доступа – это одно из наиболее быстрорастущих в истории телекоммуникаций направление, которое по темпам роста сегодня превышает даже мобильную телефонию», – отметил г-н Соколов. Докладчик обозначил тенденцию к предоставлению ряда телекоммуникационных услуг «по одному кабелю», причем не только доступа в Интернет, IP-телефонии, телевидения и различных развлекательных сервисов, но и использование возможностей мультисервисных сетей для автоматизации получения информации с датчиков и счетчиков, установленных в квартирах и домах,

подключение к ним систем охранной сигнализации и контроля. В качестве перспективных услуг были названы видеокоммерция, интерактивная реклама, интерактивные банковские, страховые и туристические услуги, предоставление эксклюзивного медиаконтента. Что касается нижегородского рынка, то, как отметил докладчик, на данный момент доминирует технология ADSL, занимая 82 %. «Но, учитывая такой рост телекоммуникаций в городе, это может измениться очень быстро. Более быстрый рост этого рынка сдерживает неразвитость инфраструктуры, ведь только в очереди по России на обычную телефонную связь сегодня числится около 4 млн людей. Ситуацию переломить может именно широкое внедрение мультисервисных сетей в каждую квартиру», – считает Виталий Соколов.Беспроводные технологии на мероприятии представил директор филиала ЗАО «Престиж-Интернет» (бренд «Энфорта») в Нижнем Новгороде Денис Миганов, чей доклад был посвящен преимуществу технологии WiMAX, на базе которой «Энфорта» предоставляет полный спектр услуг связи. В частности, докладчик обозначил причины низкого уровня ШПД в России, такие как устаревшая проводная инфраструктура, недостаток конкуренции на магистральном уровне и высокая стоимость услуг, и заявил, что WiMAX в состоянии изменить экономическую модель предоставления широкополосного доступа в регионах. При этом стоит отметить, что «Энфорта» своими абонентами на рынке Нижнего Новгорода видит представителей малого и среднего бизнеса, а не массового потребителя. Напомним, что выход компании в Нижний Новгород, который стал 40-м городом в проекте «Энфорта», состоялся совсем недавно, в марте 2008 года, и на данный момент сеть покрывает 80 % города. Как сообщил Денис Миганов, ориентируясь на сектор развивающегося бизнеса, «Энфорта» пока не готова предоставлять услуги частным абонентам, для потребностей которых необходимы большие возможности сети, однако предположительно в 2009 году филиал сможет выдвинуть предложение и для частных абонентов Нижнего Новгорода.На конференции также был поднят вопрос о развитии услуг ШПД в удаленных районах и о различных социальных услугах. Так, директор УФПС Нижегородской области – филиала ФГУП «Почта России» Сергей Щелкунов рассказал о проекте «КиберПочт@» по организации пунктов коллективного доступа в Интернет (ПКД), который позволяет предоставить возможность жителям удаленных районов получить услуги доступа в Интернет и просто воспользоваться персональным компьютером на территории ряда отделений связи «Почты России», что преследует цель преодоления «цифрового неравенства» отдельных районов. Установка ПКД началась в 2001 году. По состоянию на октябрь 2008 года в Нижегородской области работает 569 таких пунктов, и с начала текущего года данной услугой воспользовалось около 20 тыс. жителей области.Было уделено внимание работе ОАО «ВолгаТелеком», направленной на развитие фиксированной связи в сельской местности. Здесь подразумевается развитие транспортных сетей, цифровизация села, реализация проектов «Образование» и «Универсальная услуга» и, безусловно, реализация проектов ШПД, в рамках которых на данный момент по области подключено более 9 тыс. пользователей без учета райцентров. Дмитрий Проскура отметил, что развитие происходит не такими высокими темпами, как в городах, однако спрос на услуги устойчив.Эльвира Баклашкина, в свою очередь, рассказала о реализованных компанией «ЭР-Телеком» социальных проектах: «Безопасный город», реализованный в Перми, Самаре и Пензе, проект «Телемедицина» в Пензе, а также «Городская электронная сеть».Среди вопросов, поднятых на обсуждение, была и актуальная проблема финансового кризиса. Присутствующие представители компаний отметили, что, несмотря на то что кризис может способствовать некоторому сокращению инвестиций, планы операторов по развитию остаются неизменными. Частично эту тему затронул и доклад менеджера отдела бизнес-

консультирования КПМГ Натальи Подвойской на тему «Стратегическое перераспределение затрат в целях повышения эффективности бизнеса». Бурно прошло обсуждение вопроса взаимодействия операторов и домоуправляющих компаний. В данной дискуссии принял участие также заместитель руководителя управления ФАС в Нижнем Новгороде Юрий Гребнев. Участники обсуждения сошлись на мнении, что часто нежелание домоуправляющих компаний и ТСЖ идти навстречу операторам, желающим установить свое оборудование в подъезде, препятствует развитию рынка и сдерживает инвестиции, однако на данный момент этот вопрос никак не регулируется.Автор: Светлана Черемисина (info@nnit.ru)

http://nnit.ru/news/n54587/

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter