Станцию метро "Горьковская" торжественно открыли 4 ноября, один из трёх смонтированных эскалаторов заработал 23 ноября. Но большую часть времени все три подъёмных устройства используются как обычные лестницы. Почему?
В июне 2011-го в городскую прокуратуру от нижегородцев поступила целая серия жалоб на МП «Нижегородское метро», в том числе на неработающие эскалаторы на станции метро «Московская». Тогда представители метрополитена ссылались на недостаточный пассажиропоток (меньше нормативных 32 000 человек) и вынужденную экономию (по данным на 2011 год, месячное содержание техники метро обходится в 8 млн рублей).
Казалось бы, с появлением метро в нагорной части всё должно измениться. В первые же месяцы после открытия новой станции пассажиропоток метро вырос в 3 раза: с 45-40 тысяч до 150 000 нижегородцев. Но осенью 2012-го городские власти заявили:
- Режим работы эскалаторов будет определяться службой метрополитена в зависимости от пассажиропотока.
Неужели недостаточно и того количества городского населения, переехавшего под землю?
Слыша, как на холостом ходу позорно скрипят элементы подъёмного механизма, думаешь другое. Механизм настолько плох (дёшев?), что его просто небезопасно постоянно эксплуатировать. Официально с «золотыми» лестницами всё в порядке: соответствующие разрешения выдаёт Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Но ведь большая стройка - это всегда повод на одном заработать, а на другом – сэкономить. На строительство «Горьковской» вместе с совмещённым мостом ушло около 20 млрд рублей. По рыночным ценам, эскалатор китайского производства стоит от полумиллиона рублей.
И на менее масштабном строительстве люди богатели. Так, в 2009 году в Челябинске при строительстве метро украли 72 млн рублей: через подконтрольную фирму купили оборудование по завышенной цене. А в октябре 2012-го в Новосибирске заговорили об исчезнувших во время строительства метро «Золотая Нива» 140 млн рублей. Их ищут до сих пор. Может, и за наши эскалаторы «недоплатили»?
ЧП с неработающими эскалаторами
19 января 2012-го. На станции метро «Чеховская» в Москве молодой человек погиб, «пробежавшись» по неработающему эскалатору – упал на рельсы метро.
В апреле 2012-го на станции метро «Комсомольская» в Москве пострадали несколько пассажиров. Как выяснилось позднее, причиной сбоя стало отсутствие зубчатой соединительной муфты, которую техники забыли установить во время капремонта эскалатора. В результате восемь техников, в том числе Александр Икенькин, глава эскалаторной службы столичного метро, были уволены.
Май 2005-го. На станции «Бакы Совети» в Баку по ошибке включили эскалатор, который находился в ремонте, его механизм был наполовину разобран. В результате под тяжестью людей он резко поехал вниз. А тормоза не работали. Пассажиры не успевали сойти с него и падали. Итог - десять травмированных.
Май 2002-го. На станции метро «Киевская» Кольцевой линии пенсионерка зацепилась сумкой-тележкой за гребенку эскалатора. В результате гребенка приподнялась. Под нее затянуло плащи двух пассажиров - мужчины и женщины. В итоге у мужчины буквально отрезало ступню, у женщины - обе ступни.
Февраль 1982-го. На станции «Авиамоторная» в час пик произошла поломка эскалатора: пропало сцепление лестницы с двигателем. Эскалатор стал буквально съезжать вниз - под тяжестью пассажиров. Аварийный тормоз не сработал. Люди внизу валились друг на друга. Итог: восемь погибших, 30 травмированных.