У нижегородского писателя, автора ретродетективов Николая Свечина вышла в свет новая книга - «Дело варнавинского маньяка». В интервью корреспонденту NN.RU Николай Викторович рассказал, почему в 1870-х в России не было бандитов, отчего добрый герой всегда обязан умереть и когда же появится сериал для Первого канала.
СПРАВКА
Николай Свечин (Николай Викторович Инкин) родился 2 февраля 1959 года в Горьком (Нижнем Новгороде). Родители – рядовые заводские инженеры. Окончил экономический факультет Горьковского университета. С 1981 года работал сначала нормировщиком на заводе, потом инструктором горисполкома. Заинтересовался краеведением. С 1991 года, когда СССР сменился Россией, а развитой социализм – рыночными отношениями, ушёл в бизнес. Сменил несколько банков и финансовых компаний, но состояния, позволяющего спокойно писать книги, не заработал.
Книга «из озера»
- Николай Викторович, в первых книгах основное место действия с участием ваших героев – сыщиков Алексея Лыкова и его наставника Павла Благово – Нижний Новгород. Но быстро герои переезжают в столицу империи – Санкт-Петербург. Почему Лыков возвращается?
- Действие новой книги, действительно, происходит в Варнавинском уезде. Дело в том, что у меня в тех местах деревенский дом. А перед ним – красивое лесное озеро, которое хотелось описать. В новой книге ему уделена одна из глав. Но получилось, что «из озера» возник целый детектив.
На мой взгляд, Варнавино – город, который совершенно незаслуженно разжаловали. У него большая история. Там захоронены мощи Святого Варнавы. (к сожалению, они были утрачены в советское время). У современного посёлка Варнавино есть два сайта: казённый (весьма неплохой) и созданный самими жителями, ещё более живой.. Там интересные люди, они неравнодушны к собственной истории. Думаю, что им и вообще всем нижегородцам эта книга понравится.
- Почему ваши герои уехали в столицу? Может, и в Нижнем было бы неплохо…
- Да, теперь они расследуют преступления в Петербурге, Москве, Дагестане. Сейчас пишу книгу о Варшаве. В Нижний Новгород мой герой – Алексей Лыков – однажды ещё вернётся, уже в больших чинах. Поводом будет служить убийство мужа его единственной сестры. Но сегодня он житель столицы, чиновник Департамента полиции, и поле его деятельности – вся Российская империя, а не Нижний Новгород.
Возвращаясь к вопросу о месте действия – не могут в Нижнем Новгороде в течение 10-15 лет происходить такие громкие преступления, которые сыщикам к тому же получалось бы раскрывать. Это было бы очевидное враньё: город населением 45 000 жителей, откуда здесь могут быть такие зловещие, загадочные преступления год за годом, раз за разом? Это было бы неправдоподобно.
Варшава виртуальная
- Расскажите о книге про Варшаву. В своём блоге вы посетовали, что она не пишется… Почему?
- Причины – бытовые. Меня сейчас всё время что-то отвлекает. Я поехал на турбазу в Горбатовский уезд - Павловский район, - хотел там отписаться. Едва занёс руку – заболели домочадцы. Я вернулся и неделю работал «сиделкой». На днях ездил в Москву по поводу нового издания. Отчасти это отговорки: сел вечером – и пиши. Я её допишу, книга уже на треть готова.
- О чём книга?
- Исходная точка – реальные события 1905 года. Варшавский погром, когда в столице Царства Польского люди маршала Юзефа Пилсудского – непримиримого врага царской России - за один день убили 76 русских полицейских. Такой же погром у меня готовит главный злодей в 1887 году. А Лыков ему в этом помешает.
Варшава в то время была оккупированной русскими
территорией. В моей книге описаны отношения поляков и русских: кто виноват, что могли поляки сделать за 100 лет «неволи». Они за свою свободу боролись, кровь проливали, и это вызывает уважение. Вместе с тем, они использовали такие методы, которые чести им не делают. Все эти годы Россия и Польша искали компромисс, то так его и не нашли. Всё ушло в кровь, которая, как показало время, была пролита бесполезно.
- Ездили ли в Варшаву? Как добывали материалы для книги?
- Я в Варшаве не был, да и ехать туда на самом деле незачем. Ведь Варшава XIX века – это виртуальный мир. Я нашёл старые карты, календари, фотографии, воспоминания. Главное – это источники. Проблема – найти информацию о Варшаве уголовной. О Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Одессе я уже многое знаю. А вот о Варшаве я практически ничего не нашёл. Многое придётся угадывать, поэтому в книге будет много вымысла, который, вместе с тем, опирается на реальные факты.
Хотел бы подчеркнуть, что книга о Варшаве, как и любая моя книга – это скорее история, чем детектив. Детектив – только фабула. А для меня важное значение имеет фон, «задник» сцены, декорации, которые я тщательно прорисовываю. К примеру, в 1880-е не было сыскной полиции. Она существовала лишь в трёх городах России: Москве, Петербурге и Варшаве. Я «создал» её в Нижнем Новгороде, чтобы было о чём писать. Это сознательное допущение.
«Задник» - это масса реальных фактов, людей, бытовых мелочей. Это значит, что если описанных в книге событий в реальности не было, то они определённо могли быть. Мой вымысел, основанный на исторических фактах, обрастает реальной тканью. Есть масса вещей, которые стирает время. Я напоминаю читателям забытые мелочи: как выглядел кабинет государя, какие слабости имел министр внутренних дел граф Толстой, откуда в Петербург приходила тухлая конина и какие усы носил столичный градоначальник генерал-лейтенант Грессер. Даже письмо Александра Третьего, выдуманное мною, написано с сохранением особенностей пунктуации императора. А история оживает благодаря деталям.
На языке двухтомника
- Получается, у репортёра по сравнению с вами работа «плёвая»: ему практически все факты «даны» в реальности. А вы, как археолог, восстанавливаете гигантское прошлое по крупицам…
- Исторический детектив – это довольно сложный жанр во многом именно из-за работы с материалом. Мы в XIX веке не жили, поэтому я часто ошибаюсь. Ищу ошибки сам, искореняю их. Нередко приходят письма от моих читателей: историков, юристов, - которые также подмечают неточности. Это одна из сторон моих отношений с аудиторией. С одной стороны, мне интересно, нравится ли людям то, что я пишу. С другой, как я уже сказал, я выясняю, что в моих книгах кажется им неточным, неправдоподобным. За то, что мне указывают на фактические ошибки, я только говорю спасибо.
- Одно дело – вещи: кто во что был одет, какие средства передвижения использовал… А как сделать так, чтобы речь была живой – и в то же время доступной?
- Использовать как можно больше источников, конечно. К примеру, у воровских жаргонов (а они используются героями, в силу жанра, очень часто) очень длинная история. Специалистов по этой тематике у нас немного: нижегородский профессор Михаил Грачев исследует арго. Есть ещё несколько лингвистов и историков любителей, но в целом эта тема мало разработана..
Основной материал всё-таки беру из словарей. К примеру, сейчас вышел хороший двухтомник профессиональных закрытых «языков»: жаргон шаповалов, офеней, скрыпенцев – и уголовников. Нужную мне информацию приходится «отфильтровывать»: универсальный арго появился только в начале XX века. А до этого, во время, которое я описываю, существовали среднероссийский, южнорусский,
петербургский и польско-еврейский преступные языки. Из этого огромного массива мне нужно выделить только те жаргоны, которые были в Москве именно в «моё» время.
Кроме того, есть другая литература, книги журналистов того времени. Я нашёл около 20 источников.
Вполне вероятно, я где-то ошибся. Но иногда приходится делать это сознательно. К примеру, слова «бандит» не было в 1880 году. Оно итальянского происхождения: «банда» - это отряд, батальон в армии, и появилось году в 1895-м. Но я его использую «досрочно», чтобы было понятнее моим читателям.
Тёмная сторона Петербурга
- Основная цель ваших книг – развлекательная или всё-таки просветительская?
- В моих книгах истории больше, чем детектива. Меня в своё время заразили любовью к истории. Сам я экономист, в истории дилетант. Но мне хочется, чтобы другие люди чуть больше узнали о ней. Ведь история очень учит, это вполне прикладная наука. Она подсказывает, что будет с тобой, со страной завтра. Это интересно.
- Меняются правители, эпохи, границы государств… А люди? Говорят, в XIX веке они были благороднее. Это правда?
- Люди не меняются. Вы убедитесь в этом, если «уберёте» исторический фон. Меняются средства передвижения, коммуникации, покупательная способность доллара.
- О злодеях, без которых жанр детектива немыслим, скажете то же самое?
- Преступники – люди в основной массе заурядные: наглые, смелые, безбашенные, отмороженные. Но они обладают решительностью, что выделяет их в обществе, живущем исключительно по правилам. Среди этих «безбашенных» есть те, кто кроме решительности наделен еще и интеллектом. Они всегда были. Их всегда было мало. Но они, в отличие от обычных преступников, притягательны. О них-то, этих лидерах, и интересно писать.
В XIX веке в России существовали отдельные шайки, но не было современной «организованной преступности». А вот если бы она была – огромная преступная организация, - её бы обязательно возглавил такой человек. Злой гений, который способен на поступок, имеет организаторские способности и, что важно, подчиняет себе волю других.
В книге «Между Амуром и Невой» есть такой герой - король преступного мира Санкт-Петербурга Лобов. Говорят, что он похож на Орлова из каторжных зарисовок Достоевского. Это был арестант, который подчинил себе товарищей, конвой и даже смотрителя тюрьмы заставил с собой считаться. Он и в кандалах источает опасность. Он убийца. Но он – личность.
Зло с другим знаком
- Большому злу должно противостоять большое добро. Не случайно главного героя – Алексея Лыкова – вы наделили недюжинной физической силой…
- Все его силовые приёмы вполне реальные. Лыков списан с русского борца Николая Турбаса. Он среднего роста, средней комплекции, и ничто не выдаёт в нём атлета – кроме сильной шеи.
Почему Лыков такой могучий? Потому что он защищает добро. Силе зла можно противопоставить другую силу, только с обратным знаком. Общество состоит в большинстве своем из обычных людей, часто слабых и нерешительных.. Зло агрессивно, а добро не всегда умеет защищаться и потому пасует. Знаете, на войне уголовников охотно брали в разведку. Они не боялись сделать поступок, нарушающий общие правила. Обычного человека заставить сделать это очень трудно. Лыков, как говорили в девятнадцатом веке – решительный человек. Таких всегда было мало.
- Вы определённо симпатизируете этому герою…
- На самом деле Лыков – заурядная личность, такой же, как все, за исключением двух моментов. Он не боится зла и он обучаем. За эти качества Благово выделил его из толпы и
стал вкладывать в Алексея своё умение ловить преступников, свой талант. Лыков в первое время был не более, чем дубинкой в его руках. Но его наставник скоро умрёт - и хочет сделать из своего ученика сыщика, а не костолома. Так складываются отношения двух людей: мудрого человека, которому скоро придётся расстаться с жизнью, и обычного парня с задатками. После смерти Благово Лыкову придётся учиться самостоятельно, развиваться, подниматься над собой, бороться со злом в одиночку.
- Почему Благово должен умереть? Вам не жалко своего героя?
- Конечно, мне жалко своих героев. Но таков закон детектива: один из тех, кого жалко, обязан умереть.
КСТАТИ
- Поговаривали, что по вашим книгам будут снимать сериал?
- Действительно, такие предложения недавно поступили от сразу двух московских киностудий.
- Значит, скоро ждём нижегородских героев на экранах федеральных каналов?
- Я не хочу сериал. Я хочу фильм о Нижнем, снятый в Нижнем, нижегородским режиссёром, с нижегородскими актёрами, костюмерами, монтажниками… Они у нас есть. Режиссёра я уже тоже «выбрал» - это Евгений Кудельников, который сейчас снимает фильм о Нижнем под рабочим названием «Люди N». Он очень талантлив, и я бы доверил ему снять фильм по моей книге.
Хочу, чтобы это была наша нижегородская вещь – не самоделка, а хороший, настоящий фильм. Главное, чтобы нашёлся спонсор, которому было бы это интересно. Всё остальное есть. Но поиск спонсора затягивается, а московские продюсеры торопят меня. Сейчас они готовы купить права на экранизацию всех моих книг и сделать на их основе сериал для Первого канала. Похоже, мы с ними скоро договоримся…
Галина МУБАРАКШИНА
Фото из архива Николая Свечина