Как оказалось — вариантов немного. Если на нерадивые ЖКХ и ДУК можно пожаловаться в Жилищный надзор, на некачественные продукты или услуги – в Роспотребнадзор, то специального учреждения, которое бы контролировало и оценивало работу врачей, - нет. И тем не менее, в настоящее время в Государственную думу внесен законопроект о так называемом «народном контроле».
На вопрос корреспондента NN.RU: куда нижегородец может написать жалобу на некомпетентность или хамство врачей – в Министерстве здравоохранения Нижегородской области ответили, что обратиться можно к главному врачу учреждения. «Если это не дало эффекта», то можно позвонить в конкретный отдел самого министерства.
Так, если проблема касается лекарственного обеспечения, то в отдел лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности и т.п. Если вы решили изложить свое недовольство письменно, что отправить жалобу нужно напрямую нижегородскому министру здравоохранения — Александру Карцевскому. Вот и все.
Но, возможно, недостающий надзорный орган появится. Однако он будет существовать исключительно как общественная организация на собственные средства. Законопроект о народном контроле находится в настоящее время в Государственной думе РФ.
Согласно проекту закона, каждый субъект сможет создать одну общественную комиссию из членов общественных организаций (которые и будут его финансировать). Комиссия будет рассматривать жалобы и предложения пациентов. Члены общественной организации смогут посещать больницы и проверять их на наличие необходимых медикаментов и оборудования. Итоги проверок будут направляться в Общественную палату РФ и местному уполномоченному по правам человека. Однако неясным остается механизм воздействия общественной организации на больницы и их работников.
Данную инициативу обсудили пользователи форума NN.RU, и в целом отнеслись к идее скептически.
«И что это изменит? ... основа-то отношение самих властей к медицине ... пока это не измениться - никакими дружинами качества не поднять ...» - уверен пользователь с ником FreeCat.
С этим согласен форумчанин с ником mimoshel67: «глубоко сомневаюсь, что это что-то исправит. Пока сами работники медучреждений не будут заинтересованы в своей деятельности, а не воспринимать хождение на работу как отбытие трудовой повинности, ничего не изменится».
Другого мнения придерживается Татьяна Мотовилова, председатель нижегородского движения «Медицина и мы», которое оказывает недовольным пациентам юридическую поддержку.
«Практически все контролирующие инстанции априори берут сторону лечебного учреждения, а никто пациентов не защищает, - сказала она. – Наша задача – правовое воспитание граждан. Мы разбираем жалобы, рассказываем, на что обратить внимание, на какие статьи законодательства ссылаться при написании документа (жалобы, - прим.ред.)».
Стоит отметить, что нижегородскому общественному движению удается отстаивать права пациентов. «Мы уже выиграли судебный процесс у федерального учреждения здравоохранения в пользу пациентов, когда им оказали некачественную медицинскую помощь при родовспоможении», - привела пример Татьяна Мотовилова. Она уверена, что общественный контроль в медицинской сфере необходим.
Справка.
Телефоны Министерства здравоохранения Нижегородской области:
отдел лекарственного обеспечения — 435-31-71;
по организации медицинской помощи:
- взрослым: 435-31-35, 435-31-34, 435-32-12
- детям, беременным и роженицам – 435-31-44
Письменную жалобу в свободной форме можно отправить на имя министра здравоохранения Нижегородской области Александра Валентиновича Карцевского по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 7.