Нижегородцы Глеб Тузов и Александр Немов поразили своей идеей комиссию Международного бизнес-саммита, прошедшего в начале сентября в Нижнем Новгороде. Предприниматели намерены запустить в Нижегородской области массовое производство недорогих винтокрылых летательных аппаратов - гиропланов, которые в идеале смогут в будущем заменить автомобили. Корреспондент NN.RU выяснил детали проекта у Глеба Тузова.
- Гироплан (он же автожир) – изобретение, которому в скором времени стукнет 100 лет. Что нового вы предложили, чем смогли заинтересовать комиссию Международного бизнес-саммита?
- В то время не было такого количества сфер применения. Например, в военной промышленности стали использовать легкие самолеты, а потом и вертолеты. Сейчас, когда есть летные аппараты премиум сегмента – вертолеты для частного использования, которые стоят от десяти миллионов рублей и не все их себе могут позволить. Предположим, мне нужно сегодня оказаться в Москве. Есть варианты. Я могу ехать на поезде, который идет по расписанию и довольно долго, а нужно быстрее. Самолет? Но самолет тоже по расписанию. На машине ехать просто дольше. А на гироплан сел, из дома взлетел, за два часа прилетел на аэродром в Москве, сел.
- То есть вы предлагаете каждому человеку обзавестись гиропланом?
- В идеале – да. Автожир принципиально полезен тем, что для него не требуется специальной взлетной полосы. Для вертолета, например, требуется специальная забетонированная площадка, необходимо согласовывать полеты – вы не можете просто взять и полетать. А у автожира уведомительный характер полетов. То есть я звоню диспетчеру и говорю, что хочу лететь отсюда сюда по такому маршруту, и запретить тебе не могут, только указать высоту, выше которой не надо подниматься.
- Значит ли это, что гироплан можно использовать вместо машины?
- Да. Я не хочу сказать, что это будет непосредственная замена автомобиля. Возможно, что не в ближайшие 5-10 лет. Но в принципе как возможную альтернативу для многих случаев жизни можно использовать. Предположим, в центральной части России все рядом, а если посмотреть на Сибирь, где расстояние между городами гораздо больше, там все-таки больше проблем с доступностью. Пусть бы один там гироплан на село был. Десять человек он не поднимет, но в чрезвычайных ситуациях может помочь. А стоит как трактор. На нем же можно летать зимой и при сильном ветре до 20 м/с.
- Сейчас гиропланы уже используются для частных перевозок?
- Используют в мире. Например, в Австралии местные спасательные службы используют для обнаружения очагов пожаров. Они заменили вертолеты из-за более низкой стоимости эксплуатации, более низкой стоимости самого аппарата и стоимости обучения. Вместо того, чтобы запустить один вертолет, можно запустить 4-5 автожиров.
-Вы намерены наладить производство гиропланов в Нижегородской области. Судя по доступной информации в интернете, в России уже есть порядка пяти производителей. В чем будет ваше отличие?
- У других нет налаженного серийного производства. Есть производство единичное, когда производится несколько аппаратов в год. Кто-то, грубо говоря, у себя в гараже сидит, вы к нему приходите, даете ему денежку, и через полгода аппарат будет готов. Это по сути гаражная сборка. А мы ориентируемся на нормальное производство с соблюдением всех норм, квалифицированным персоналом, технической документацией.
- Когда вы планируете запустить производство?
- Сейчас мы встречаемся с инвесторами, ждем начала полномасштабного финансирования. Подали также документ на грант в размере 300 000 рублей. Предполагаю, что в ближайший месяц мы найдем людей, которые вложат деньги и уже начнем производство.
- Где откроется производство?
- Пока есть несколько вариантов: под Дзержинском, под Богородском, в Нижнем Новгороде. Будем выбирать место, где будет удобнее всего с логистикой.
- Сколько будет стоить сделанный вами автожир для конечного потребителя?
- Ориентировочно от 1 млн 200 тысяч рублей. Но, естественно, будут дополнительные комплектации, как у автомобилей. Для МЧС, например, вполне возможно установить тепловизеры и другую аппаратуру.
- Вы планируете покупателям предоставлять помощь в организации площадки, полетах и т.п.?
- Первоначальный этап – это наладить производство. Но, конечно, хотелось бы запустить всю инфраструктуру: обучения полетам, техническое обслуживание, хранение , хотя его в принципе можно хранить в гараже, юридическое оформление аппаратов и др.