В Нижнем Новгороде существует несколько фирм, созданных при участии бывших сотрудников ЦКБ по СПК. Некоторые из них, попытавшись наладить производство скоростных аппаратов, успели обанкротиться – тем не менее, попытки такие не прекращаются. На днях стало известно о том, что одна из таких фирм получила заказ на создание пассажирских экранопланов.
Главный конструктор данной организации Эдуард Васильев, возглавлявший ранее конструкторский отдел испытательной базы экранопланов на реке Троца. Под руководством Ростислава Алексеева Васильев доработал в свое время две модели экранопланов – УТ-1 и СМ-6.
Еще в 2015 году было известно о том, что компания RDC Aqualines, в которой трудится сегодня Эдуард Васильев, начала проектировать серию гражданских скоростных аппаратов. На днях же стало известно о получении конкретного заказа – на создание 14 экранопланов для перевозки пассажиров в Финском заливе (линия Таллин – Хельсинки). Стоимость одного аппарата – 750 тысяч евро. Согласно контракту, в 2017 году нижегородский производитель должен поставить первый экраноплан – и если он устроит заказчика, разработку запустят в серию.
Экранопланы – скоростные аппараты, поднимающиеся над землей и парящие над ней на небольшом расстоянии (0,5 – 2 метра). Они передвигаются гораздо быстрее речных судов, самолеты же уступают им по безопасности и энергозатратам.
Считается, что наиболее удачные военные экранопланы ("Орленок" и "Лунь") были созданы в СССР под руководством легендарного конструктора Ростислава Алексеева. Сегодня различные фирмы (в том числе и возглавляемые сподвижниками Алексеева) пытаются развить в России экранопланостроение.