История театра драматична. Он несколько раз мог быть закрыт, долгие годы мыкался по чужим площадкам. Было время, когда актеры снимали номер в гостинице, чтобы репетировать. Свой настоящий Дом труппа получила более, чем через полвека после рождения театра.
Накануне юбилея руководитель литературно-драматической части театра Анастасия Разгуляева подготовила издание книги «#Комедiя 70» , в которой собраны подробности долгой и непростой истории.
- На сбор материалов ушло два года, - рассказала Анастасия Разгуляева корреспонденту NN.RU, - слишком разрозненным и не систематизированным был наш архив из-за частых переездов и мытарств. Например, репертуар театра пришлось восстанавливать, листая страницы архивной подшивки газеты «Нижегородская правда» (тогда «Горьковская коммуна»), за несколько десятков лет.
Итак, о чем же эта книга?
У театра, на самом деле были предшественники. Можно считать, что история его рождения начиналась в Нижнем Новгороде еще в 20-х годах двадцатого века. Он родом из театров малых форм, которые в том или ином виде существовали в Нижнем Новгороде — Горьком. У этих театров были разные названия и формы. ГОМЭЦ (ТЕМАФ), в конце 1920-х это был весьма известный Театр малых форм при Государственном объединении музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий; Горьковский мюзик-холл и театры миниатюр, существовавшие при филармонии – все это предшественники театра комедии. Их традиции унаследовал эстрадный театр «Снайпер».
Вот «Снайпер», организованный в 1942 году Н. С. Северным и А. А. Ивановым, и принято считать непосредственным предшественником театра. Он создавался в суровую военную пору, и главной целью его представлений была пропаганда. И она была необходима, когда на фронтах еще было неважное положение, а город Горький стал кузницей военного снаряжения и техники.
Критик К. Алевский писал в газете «Горьковская коммуна» (ныне «Нижегородская правда»): «…название „Снайпер“ обязывает театр быстро откликаться на события дня, отображать в репертуаре и боевые дела тыла, его лучших людей. На прицел должны быть взяты те, кто своей нерадивой работой, расхлябанностью подрывает общее дело усиления помощи фронту. Театр-боец должен использовать мощное оружие сатиры и на этом участке».Сегодня, возможно, это звучит несколько напыщенно, а тогда было весьма актуально.
В 1944 году «Снайпер» возглавил Анатолий Никитич Любанский, преобразовав его в ТЭМ — Театр эстрады и миниатюр. Вместе с ним в труппу влилась вся его театральная семья: жена Юлия Даминская и ее дочь Александра Добкевич. Именно они заложили яркие характерные особенности, определившие художественный путь и эстетическую концепцию театра на долгие годы вперед.
Чета Любанского и Даминской приехала в Горький в 1930 году из Харькова. Они стали руководителями мюзик-холла при Горьковской филармонии. Город их полюбил за молодость, красоту. Они не боялись, как тогда говорили «выстрелить с эстрады острым словом». Для тридцатых годов это было редкостью.
За годы войны в «Снайпере» подготовили несколько сборных программ, отдельные эстрадные номера и 9 тематических эстрадных спектаклей: «На Волге», «В дни боевые», «Горячее сердце», «Старые знакомые», «Давным-давно», «Любовь и ненависть», «Разговор по душам», «Она пришла в театр», «Ба, знакомые все лица!».
В 1946 году комиссия из Москвы, посмотрев несколько программ Театра эстрадных миниатюр и оценив драматические таланты его актеров, настоятельно посоветовала руководству перейти из эстрадных коллективов в форму драматического театра. Учитывая опыт юмористического творчества, жанр комедии стал логичным выбором.
Приказ о создании Горьковского театра комедии был подписан в декабре 1946 года. А через два месяца, в феврале 1947-го зрители увидели первую премьеру - спектакль по пьесе А. Корнейчука «Приезжайте в Звонковое».
Анатолий Никитич Любанский и Юлия Матвеевна Даминская проработали в созданном театре недолго, всего несколько лет. Зато Александра Анатольевна Добкевич была ведущей актрисой труппы и «задавала тон» более трех десятилетий, до конца 1970-х годов.
Отсутствие собственного помещения – с этой проблемой столкнулся молодой театр. До мая 1947 года коллектив ютился в помещениях Горьковской филармонии, а когда срок аренды исчез, актерам предложили убираться. Только не сказали – куда.
Тогда появилась гневная статья «Укажите адрес театра Комедии!», в которой Михаил Полонский писал:«Убираться значило — ликвидироваться, а ликвидироваться коллектив театра не хотел, да и не имел на то никаких указаний…».
Тогда актеры пытались договориться с Домом врача, Домом учителя, Домом пионеров о возможности репетировать на их площадках. А в результате в репетиционные дни снимали номер в гостинице и репетировали будущие спектакли «Пигмалион» и «Человек с того света».
Долгое время театр был передвижным и вел «кочевую жизнь» без стационара, без постоянной сцены, только на выездных площадках. В городе это были сцены других театров, которые изредка предоставляли их бесприютным «комедийщикам», дома культуры, сельские клубы...
Интересно, что в советское время существовали гастрольные планы. Так вот, театр комедии выполнял эти планы с лихвой. Ни один из театральных коллективов города не гастролировал по области столько, сколько горьковские комедианты.
Сложностей в судьбе театра было немало. 26 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Теперь театры должны были тонко лавировать между драматургией «разрешенного» Островского и современной советской драматургией, не всегда высококачественной.
В 1948 году государство почти в четыре раза сократило дотации театрам - с 735 млн рублей до 155 млн рублей. Это еще более усложнило положение «бездомного» театра. Труппа была вынуждена резко увеличить количество спектаклей в репертуаре, чтобы выживать в условиях хозрасчета, без госдотаций. Это, естественно, сказалось на качестве спектаклей. Посыпались упреки в скудности, однобокости, поверхностности.
От Любанского требовали глубокой драматургии, что ему, как артисту легкого эстрадного жанра, было чуждо. В 1950 году разразился скандал. Любанский был снят с должности. Кроме того в прессе появилась статья члена бюро обкома КПСС Шелепенкова, в которой тот обвинил актера и режиссера в «протаскивании на сцену театра пьес низкого идейного уровня, слабых в художественном отношении». В те годы это было тяжким обвинением.
В результате Любанский и Даминская ушли из театра. Юлия Матвеевна от переживаний перенесла инсульт. Второй инсульт, который настиг ее в 1953 году, стал роковым. Анатолий Никитич занимался театральной деятельностью, даже предложил свою кандидатуру на должность директора не существовавшего еще Дома актера. Он умер в 1968 году и похоронен на Бугровском кладбище.
Более тридцати лет провела на сцене театра Александра Добкевич. Она, оставшись в коллективе без поддержки матери и отчима, сумела стать примой театра, сыграть более 150 ролей, постоянно расширять сценический диапазон. Настоящая звезда комедии, она верно служила театру с 1944 до 1978 года.
В пятидесятые годы театр комедии получил, наконец, некоторое подобие «прописки». Для служебных целей ему выделили помещение на верхнем этаже улицы Минина, напротив гостиницы «Волжский откос» (сейчас – закрытая гостиница «Россия»). Это было несколько комнат, в которых практически «на ушах друг у друга» сидели декораторы, пошивочный цех, монтировщики и администрация.
А спектакли, как и раньше, показывали на любых, более или менее пригодных площадках. Труппа колесила по просторам области и соседних регионов, но так и не могла получить свою собственную сцену.
Наконец, после всех мытарств, театру выделили здание. Красивое, но совершенно не приспособленное помещение бывшего Волго-Камского банка на ул. Маяковской (Рождественской). Этот дом был построен в 1894 году архитекторами Н. А. Фрелихом и В. П. Цейдлером на средства самого крупного промышленника-финансиста Нижегородской губернии конца XIX — начала XX века, мецената и благотворителя Николая Александровича Бугрова.
Для того, чтобы приспособить здание, пришлось менять планировку, выстроить короб колосников. Большой банковский зал превратили в зрительный, на первом этаже устроили гардероб, буфет и фойе. 14 и 15 декабря 1957 года, в год десятилетнего юбилея театра, в новое здание на Маяковской, 27, на премьеру спектакля Всеволода Вишневского «Раскинулось море широко» пришли первые зрители.
Здесь театр комедии проживет десятилетия. И, несмотря на тесный узкий зал, обретет своего зрителя. И здесь будет делать первые уверенные шаги в мастерстве актера Владимир Валентинович Вихров. Его ожидало большое театральное будущее. Многие годы он затем отдаст театру драмы, будет его директором, станет председателем нижегородского отделения Союза театральных деятелей. Именно под его протекторатом в Нижнем Новгороде, наконец, создадут Дом Актера. Кстати, 14 февраля нижегородскому Дому актера им. Владимира Вихрова исполнилось 26 лет.
При этом десятилетие хрущевской оттепели станет для театра кризисным. Труппа вынуждена будет «гнать вал», давать по нескольку гастрольных спектаклей в день, чтобы выжить. Тогда многие городские театры вынуждены были за сезон ставить до 15 премьер.
Горьковский театр комедии испытал все эти сложности на себе в полной мере. Уже к середине 60-х в театре назрел и материальный, и творческий кризис. В «Горьковской правде» от 5 февраля 1966 года С. Фих пишет: «Я узнал о том, что премьера в театре началась без костюмов, что их привезли лишь к исходу второго акта, что выпускали спектакль без единой монтировочной репетиции и на премьере суперзанавес конвульсивно дергался и не хотел опускаться, а декорации болтались, отзываясь судорогами на каждый сделанный по сцене шаг. Актеры спотыкались и падали из-за неприлаженных, незакрепленных конструкций».
Но в то же время в 60-х годах были и успехи, которые чаще всего были связаны с гастрольными выездами, а также с практикой приглашения в спектакли театра столичных звезд. В 70-е эта практика достигла своего расцвета. Так, в спектакле «Дамы и гусары» играла Екатерина Райкина, в спектакле «Волки и овцы» была задействована блистательная Элина Быстрицкая, играла на сцене горьковской комедии ослепительная Людмила Целиковская.
А в 1983 году в театре комедии начинается «эпоха Лермана». Именно так называют в театре период с 1983 по 2009 годы. Это было время, когда труппа жила под единоличным управлением одного режиссера - Семена Лермана. Главный режиссер не просто взял управление художественной частью театральной действительности в свои руки, он полностью пересмотрел эстетику театра, его репертуарную политику, обновил труппу.
Уже первые спектакли, поставленные им на сцене «прозвучали праздничными аккордами», не случайно соратники называли Лермана «борцом со штампами». Жизнь труппы изменилась радикально. Появлялись новые спектакли, проводились открытые обсуждения спектаклей с критиками и зрителями.
В 80-е и 90-е перед театром вновь во весь рост встала проблема своего помещения. Здание на Маяковской дряхлело и разрушалось. Пожарные то и дело закрывали театр. А наступали «веселые» девяностые годы. Финансирование упало почти до нуля, система гастролей полностью развалилась, все надо было перестраивать и переосмысливать.
В это время рухнул потолок зрительного зала, случился пожар в костюмерном цехе... Театр «был подстрелен на взлете». В сезоне 1989-90 годов в свет вышла только одна премьера. В этот критический момент директором театра стал актер Василий Попенков. Хозяйство ему досталось полуразрушенное.
О том, какими невероятными усилиями помещение на Маяковке привели в божеский вид он вспоминал так: «Я пришел в реставрационный центр к своему другу Николаю Колчину и попросил его о помощи. Он пришел, посмотрел объем разрушений, почесал затылок и сказал: „Зал я тебе сделаю — потолок и крышу. Гарантию на работу дам три года, больше не дам. А кресла — уже твои проблемы“. Власти в финансовой помощи отказали, и приходилось „крутиться“ самому. Оставшиеся неразбитыми 250 кресел я продал в какой-то клуб в области, а на вырученные деньги заказал в местном отделении СИЗО 400 мягких кресел».
Все время ремонта труппа опять вела кочевую гастрольную жизнь. И надеялась, что вот-вот закончится реконструкция здания на улице Грузинской и нижегородская комедия наконец-то обретет хороший, современный, уютный дом.
До 1977 года в здании бывшего Коммерческого клуба жил Театр юного зрителя. После переезда ТЮЗа в новое здание на улице Горького, в помещении на Грузинской все никак не начиналась реконструкция в помещении шел долгий, вялотекущий ремонт. Первые эскизы созданы еще в 1985 году, но только в 1999-м началась реконструкция.
К слову, проект реконструкции, авторами которого стали ведущие нижегородские архитекторы Александр
Харитонов, Юрий Карцев, Евгений и Наталья Пестовы, Александр Копылов, Андрей Степовой, Владимир Коваленко и Александр Зеляев, был удостоен Государственной премии Российской Федерации (2000).
Дело сдвинулось с мертвой точки, когда мэром Нижнего Новгорода стал Юрий Лебедев. Он пообещал Лерману реконструировать здание и выполнил обещание.
Тогда же на должность директора театра назначили Дмитрия Коновалова. Ему прочили административную должность, но, новый мэр, узнав, что претендент окончил киевский театральный институт по специальности «организация театрального дела», изменил решение.
Так у театра появился молодой, энергичный руководитель. И стройка началась, а Юрий Лебедев лично контролировал процесс. Кстати, в благодарность за это театр навсегда закрепил за бывшим уже мэром два места. Так что зрители могут иногда увидеть на 10 и 11 местах в седьмом ряду Юрия Исаковича Лебедева.
1 сентября 1999 года театральное хозяйство стали частями перевозить в новые помещения по мере того, как их сдавали в эксплуатацию. Но и тогда судьба здания была не до конца решена.
- Некоторые деятели того времени видели размещение в одном здании нескольких творческих коллективов. Некоторые видели здесь пресс-клуб, пресс-бар, культурно-развлекательный центр, зону игровых автоматов…. И было очень непросто выступать против очень влиятельных людей, которые умели не только строить, но и осуществлять свои планы, и которые видели здесь, кроме Театра комедии, и другие виды деятельности. В том числе и коммерческой. Так вот одной из моих главных задач было – не допустить никаких побочных видов деятельности, а сделать так, чтобы Театр комедии был здесь один,»– вспоминает Дмитрий Коновалов.
Он говорит, что пока не осуществил и половины своих планов, которые строил тогда. Но главное дело было сделано. Театр «Комедiя» после 53 лет скитаний обрел свой Дом. И продолжает развиваться. В труппе много молодых талантливых актеров. очень сильное старшее поколение. Выходят новые спектакли, приходит зритель.
За последние семнадцать лет в театре побывало около 1,5 млн человек - население такого города, как Нижний Новгород.
15 февраля пройдет презентация книги «#Комедiя 70», в которой Анастасия Разгуляева бережно собрала огромное количество исторических материалов о театре.
27 марта, в День театра, зрители увидят премьеру спектакля по пьесе П.Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро». Именно она станет основой для главного юбилейного праздника театра «Комедiя».
А конец юбилейного сезона ознаменуется премьерой спектакля, с которого все начиналось – в новой современной трактовке театр представит музыкальный спектакль «Приезжайте в Звонковое» по пьесе А.Корнейчука.
.
Семидесятилетний нелегкий путь замкнется в круг. А потом продолжится в новых постановках.
Автор благодарит Анастасию Разгуляеву за предоставленные материалы книги.