Это был совместный проект музея-заповедника "Щелоковский хутор" и Отдела древних и традиционных культур музея Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Все мастер-классы входили в стоимость билета — всего сто рублей. Желающих поучаствовать нашлось немало.
Первой в программе была слайд-лекция "Керамика: от средневековья до наших дней". Она помогла настроиться на нужную волну.
Потом вдохновленные участники отправились на мастер-класс по лепке. Лепить нужно было вручную, по шаблону, и декорировать горшки древними предметами — такими как "чертов палец" (ростр белемнита, древнего ископаемого, вымершего в эпоху мезозоя) и раковина моллюска (тут, правда, настоящей не нашлось, использовали гипсовую копию).
Свежие сосуды сразу обжигать нельзя. Для начала они должны подсохнуть настолько, чтобы ушла вся влага.
- Через несколько дней можете попробовать подсушить их еще в духовке, — рассказал участникам мастер-класса заведующий отделом древних и традиционных культур музея ННГУ им. Лобачевского Дмитрий Таловин, — температура — градусов 300. Только все осторожно, чтобы не обжечься. Дать остыть. И потом можете в костре потихонечку это дело обжечь.
Как именно обжигать в костре — тоже показали.
Сотрудники музея развели огонь в небольшом углублении, около которого прогрели уже подсохнувшие горшочки (их привезли с собой).
Процесс занял пару часов, после чего костер сгребли в сторону, и на теплое местечко выложили жерди...
...затем — сено,
...на которое аккуратно выложили теплые предметы.
Сверху керамику снова укутали сеном.
Затем настал черед дров.
В завершении кучку подпалили одновременно с разных концов.
Постепенно подкладывали дрова.
Кстати, это был в полной мере научный эксперимент. Все происходящее аккуратно фиксировалось, записывалось, фотографировалось. Даже температуру костра измеряли специальным лазером.
Кстати, в качестве горючего можно использовать также опилки, шишки, кизяк (читай - навоз, этот вариант наиболее аутентичен).
Предметы обжигались два — три часа. Из прогоревшего костра их доставали постепенно.
Испытание огнем выдержали не все. Больше чем на половине изделий образовались сколы, дырки, отслоения в местах, где остался воздух, а слои глины не прилегали плотно друг к другу.
Цвет изделий колебался от белого до черного. Это обусловлено разной химической реакцией. Одинаковых условий обжига в костре для всех изделий добиться нереально. Где-то сказалось колебание температуры, где-то край изделия попал на воздух.
Для дополнительной прочности некоторые уцелевшие изделия закалили в воде — быстро окунали в приготовленное заранее ведро.
В завершении эксперимента готовили в глиняном горшке перловую кашу.
Эти черепки "раскопала" на территории Нижегородской области сотрудник музея ННГУ им. Лобачевского и ведущий мастер-класса Анастасия Швецова. Самому древнему из них — примерно 5 тысяч лет.
- Очень хорошо ребята все подготовили, интересно рассказали — рассказала корреспонденту NN.RU участница мастер-класса Любовь. — Так это все затягивает. И самое главное — интересно, что получится в конце.
Также на мероприятии можно было познакомиться с настоящим гончарным кругом. Обучали этому мастера из "Арт-Ладьи".
Ребята используют уникальную глину из Дивеевского района. Она нежно-карамельного цвета, гибкая и очень полезна для кожи.
В этот день на территории Щелковского музея были и представители других древних ремесел — мастера резьбы по дереву.
Евгений Лобанов работает в "технике одного резца", которую изобрел его учитель — нижегородский мастер Игорь Фролов. Название техники говорит само за себя — для работы мастер использует только один резец.
Рядом мастер из Вачского района Нижегородской области Валерий Сборнов. Он создает ложки "полностью дедушкиным способом".
- Если меня отрубить от электричества - я этого даже не почувствую, — рассказал мастер. — Потому что у меня основные инструменты — топор, тесло, нож, резец.
Помимо резьбы, в мастерской Валерия занимаются росписью по дереву и реставрацией — сундуков, шкатулок, деревянных изделий и прочего.
В работу вовлечена вся семья.
- Мотивы росписи — древнерусская книжная миниатюра, — рассказал корреспонденту NN.RU Валерий. — Такие книги как "Октай", "Прения живота со смертью" — из этих книг мы берем орнамент. Изначально этот орнамент лег во все народные росписи, потому что других-то книг мало было...
Ранее NN.RU писал о фестивале "Золотая Хохлома".
Фото: Светлана Шуга